означает, чтоьценности несут в себе момент, нерасщепленный рационально. 4 Следовательно, восприятие ценностей предполагает не только рациональное постижение но дои сверхрациональное, интуитивное (речь идет о реальной щ интуиции, таком постижении внешнего, когда оно сливается с внутренним; психическим; одномоментное постижение истины без; логических ft доказательств). Возможно ли правоведению; воспринять такую позицию? Следует ответить на вопрос утвердительно. А. Энштейн, М. Борн; считали, что «человеческие и этические* ценности не могут целиком* основываться на научном; мышлении». (81); К аналогичным; выводам приходят и; другие ■ философы, ученые, мыслящие; в гуманистической; традиции: А. Швейцер, Ф.А. Хаек, Н.А. Бердяев, Н.Н. Алексеев, Э.В. Кузнецов, Н.О. Лосский, И.П. Малинова, в том числе; известные российские юристы, Б.П. Вышеславцев, Ю.Первяков, Г.В. Мальцев. (82) Последний предсказывал, что начинается ft сотрудничество рационального и нерационального знаний о мире к праве, и это не: вместо; положительного знания о праве, а вместе с ней; (Под иррациональным; понимается: психический; феномен, находящийся; вне логических опосредований, Это область бессознательного, влечение., эмоции: чувства, аффекты, страсти, немотивированные побуждения воли; интуиция и т.д.). Ценностные ориентации, преференции: бывают более значимые, чем объективный; научный; подход. В планетарном: масштабе техникорациональные:начала разошлись с;гуманитарными ценностями; отделились от них, обратились противiчеловека в виде хорошо известных: глобальных кризисов, явившихся; результатом; однобокой; деформированной и негуманной; рационализации; Правопонимание, игнорирующее так называемые метафизические проблемы права; ущербно. Альберт Швейцер писал: «Юристы допустили упадок права и ■ правосознания;.Но;они;здесь ни при чем. Просто в мышлении;их: времени отсутствовало представление о том, на чем; должно базироваться: живое 84 7. |
характеризуется неразрывным единством ДВУХ уровней: рационального и аксиологического. Аксиологический уровень связан со стремлением человека осознать и оправдать предельные основания активности; такими основаниями являются и iK * О вечные общечеловеческие ценности. Когда речь идет ц смысле и ценностях, на глубинносознательных, архаических пластах мышления возникает архетип «мифа», смыслом оказывается миф жизни, т.е. весть, которая приходит к людям свыше, ^ Т. Парсонс рассматривал ценности как высшие принципы, на которых обеспечивается согласие как в малых общественных группах, так и в обществе в целом. Система ценностей неразрывно связана с нормативной системой. См. Беккер Г. Босков А. Современная социологическая теория. М. 1961. С. 133. ^ Сорокин П. Причины войны и условия мира./Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М. 1994. С. 491-501. ‘Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М. 1994. С. 5. 15, 46. связанная с идеальным образом жизни.^ Это означает, что ценности несут в себе момент, иерасщепляемый рационально, следовательно, восприятие ценностей предполагает не только рациональное постижение, но дои сверхрациональное, интуитивное (речь идет о реальной интуиции, таком постижении внешнего, когда оно сливается со внутренним, психическим; одномоментное постижение истины без логических доказательств). Возможно ли правоведению воспринять такую позицию? Следует ответить на вопрос утвердительно. А. Энштейн и М. Борн считали, что «человеческие и этические ценности не могут целиком основываться на научном мышлении». К аналогичным выводам приходят и другие философы, ученые, мыслящие в гуманистической традиции: А. Швейцер, Ф.А. Хаек, Н.А. Бердяев, Н.Н. Алексеев, Э.В. Кузнецов, Н.О. Лосский, Т. де Шарден, В.В.Зеньковский, И.П. Малинова, в том числе известные российские юристы Б.П. Вышеславцев. Ю. Пермяков, Г.В. Мальцев.^ Последний предсказывает, что начнется сотрудничество рационального и иррационального знаний о мире и праве, и это не вместо положительного знания о праве, а вместе с ним.® (Под иррациональным понимаются психические феномены, находящиеся вне логических опосредований. Это область бессознательного, влечения, эмоции, чувства, аффекты, страсти, немотивированные побуждения воли, интуиция и т.д.) Ценностные ориентации, преференции бывают более значимыми, чем объективный научный подход. В планетарном масштабе технико-рациональные начала разошлись с гуманитарными ценностями, отделились от них и обратились ^ Варава В. В. Социально-философские решения проблемы смысла жизни. Автореферат на соискание степени кандидата философских наук. Воронеж. 1997. С. 6. ^ Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М. 1992. С. 89. Хаек Ф.А. Происхождение и действие нашей морали.//Экономика и организация промышленного производства. 1991. № 12. С.178. Бердяев Н.А. Смысл творчества. /Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М. 1989. С. 276. Кузнецов Э.В. Кризис современного правосознания.//Правоведение. 1994. № 3. С. 7. Мальцев Г.В. Познание права: от юридического позитивизма к новому пониманию права.ЛГеория права и государства. М. 1995. С. 85. Малинова И.П. Философия права. Екатеринбург. 1995. С. 108. ® Сравнить: Алексеев С.С. Самое святое, что есть у Бога на земле. С. 398. Автор предсказывает наступление новой эпохи в понимании права. Представляется, что осмысливая грани бытия права, разные мыслители приходят к состыкующимся друг с другом выводам. Новая эпоха в понимании права предусматривает и новые методологические приемы и подходы. против человека в виде хорошо известных глобальных кризисов, явившихся результатом однобокой, деформированной и негуманной рационализации. Правопонимание, игнорирующее так называемые метафизические проблемы права ущербно. Альберт Швейцер писал: «Юристы допустили упадок права и правосознания. Но они здесь ни при чем. Просто в мышлении их времени отсутствовало представление о том, на чем должно базироваться живое понятие права. Право стало жертвой отсутствия мировоззрения, и лишь на почве нового мировоззрения оно сможет возродиться. (Выделено мной М.И.Д.)»\ Современная система юридического образования не нацелена на формирование общего и юридического мировоззрения студентовюристов, скорее в их сознание закладываются знания, блоки информации о действующем позитивном праве. Но это |