Проверяемый текст
Мишина, Ирина Дмитриевна; Нравственные ценности в праве (Диссертация 1999)
[стр. 85]

понятие права.
Право стало жертвой отсутствия?мировоззрения,
и лишь на почве нового мировоззрения оно сможет возродиться.
(Выделено мной
М.И;Д.)».
(83) Современная система юридического образования не нацелена на формирование общего и юридического мировоззрения студентов юристов, скорее в их сознание закладываются знания, блоки информации: о действующем позитивном: праве.
Но это
лишь следствие, того, что и сами ученые и преподавателиправовых дисциплин «допустили: упадок правосознания».
(Показательно, что, изучая ценностный мир современного студента, исследователи сами не предлагают иерархии ценностей, которая> соответствовала бы пропагандируемой*ими гуманитаризации
знании, а факт, что из 2425 студентов старших курсов 25 вузов страны 31,3% верит в Бога, а 29.
8 % «ищут пути к Богу» оценивают как дезориентацию и утрату ими смысла: жизни»).

(84) Действительность открывается своей ценностной стороной лишь, для того, кто способен: ее субъективно интерпретировать, воспринимать как таковую.
Ф * Как связано мировоззрение и ценности? Последние составляют ядро мировоззрения.
По определению,
миррвоззрение есть общественное самосознание, воплотившееся в индивиде как единство его нравственных, правовых, философских политических и иных ценностных представлений.(85) Затрагивая глубинные основы человеческого существования, мировоззрение все духовное многообразие; к разуму, чувствам, воле человека.
По словам B.C.
Соловьева, «...

духовные силы: воля, разум, чувства: имеют значение лишь как способ или средство осуществления определенногот содержания; они: сами: составляют это содержание».
(86) Содержание составляют общечеловеческие ценности, которые, будучи опосредованной формой нравственности, приобретают нравственный, моральный, этический характер.
Мироздание имеет свое аксиологическое ядро, смысловой: центр: нравственная, правовая, политическая, государственная
форма воплощает с 85
[стр. 10]

характеризуется неразрывным единством ДВУХ уровней: рационального и аксиологического.
Аксиологический уровень связан со стремлением человека осознать и оправдать предельные основания активности; такими основаниями являются и iK * О вечные общечеловеческие ценности.
Когда речь идет ц смысле и ценностях, на глубинносознательных, архаических пластах мышления возникает архетип «мифа», смыслом оказывается миф жизни, т.е.
весть, которая приходит к людям свыше, ^ Т.
Парсонс рассматривал ценности как высшие принципы, на которых обеспечивается согласие как в малых общественных группах, так и в обществе в целом.
Система ценностей неразрывно связана с нормативной системой.
См.
Беккер Г.
Босков А.
Современная социологическая теория.
М.
1961.
С.
133.
^ Сорокин П.
Причины войны и условия мира./Сорокин П.А.
Общедоступный учебник социологии.
Статьи разных лет.
М.
1994.
С.
491-501.
‘Трубецкой Е.
Н.
Смысл жизни.
М.
1994.
С.
5.
15, 46.
связанная с идеальным образом жизни.^ Это означает, что ценности несут в себе момент, иерасщепляемый рационально, следовательно, восприятие ценностей предполагает не только рациональное постижение, но дои сверхрациональное, интуитивное (речь идет о реальной интуиции, таком постижении внешнего, когда оно сливается со внутренним, психическим; одномоментное постижение истины без логических доказательств).
Возможно ли правоведению воспринять такую позицию? Следует ответить на вопрос утвердительно.
А.
Энштейн и М.
Борн считали, что «человеческие и этические ценности не могут целиком основываться на научном мышлении».
К аналогичным выводам приходят и другие философы, ученые, мыслящие в гуманистической традиции: А.
Швейцер, Ф.А.
Хаек, Н.А.
Бердяев, Н.Н.
Алексеев, Э.В.
Кузнецов, Н.О.
Лосский, Т.
де Шарден, В.В.Зеньковский, И.П.
Малинова, в том числе известные российские юристы Б.П.
Вышеславцев.
Ю.
Пермяков, Г.В.
Мальцев.^ Последний предсказывает, что начнется сотрудничество рационального и иррационального знаний о мире и праве, и это не вместо положительного знания о праве, а вместе с ним.® (Под иррациональным понимаются психические феномены, находящиеся вне логических опосредований.
Это область бессознательного, влечения, эмоции, чувства, аффекты, страсти, немотивированные побуждения воли, интуиция и т.д.) Ценностные ориентации, преференции бывают более значимыми, чем объективный научный подход.
В планетарном масштабе технико-рациональные начала разошлись с гуманитарными ценностями, отделились от них и обратились ^ Варава В.
В.
Социально-философские решения проблемы смысла жизни.
Автореферат на соискание степени кандидата философских наук.
Воронеж.
1997.
С.
6.
^ Швейцер А.
Благоговение перед жизнью.
М.
1992.
С.
89.
Хаек Ф.А.
Происхождение и действие нашей морали.//Экономика и организация промышленного производства.
1991.
№ 12.
С.178.
Бердяев Н.А.
Смысл творчества.
/Бердяев Н.А.
Философия свободы.
Смысл творчества.
М.
1989.
С.
276.
Кузнецов Э.В.
Кризис современного правосознания.//Правоведение.
1994.
№ 3.
С.
7.
Мальцев Г.В.
Познание права: от юридического позитивизма к новому пониманию права.ЛГеория права и государства.
М.
1995.
С.
85.
Малинова И.П.
Философия права.
Екатеринбург.
1995.
С.
108.
® Сравнить: Алексеев С.С.
Самое святое, что есть у Бога на земле.
С.
398.
Автор предсказывает наступление новой эпохи в понимании права.
Представляется, что осмысливая грани бытия права, разные мыслители приходят к состыкующимся друг с другом выводам.
Новая эпоха в понимании права предусматривает и новые методологические приемы и подходы.
против человека в виде хорошо известных глобальных кризисов, явившихся результатом однобокой, деформированной и негуманной рационализации.
Правопонимание, игнорирующее так называемые метафизические проблемы права ущербно.
Альберт Швейцер писал: «Юристы допустили упадок права и правосознания.
Но они здесь ни при чем.
Просто в мышлении их времени отсутствовало представление о том, на чем должно базироваться живое понятие права.
Право стало жертвой отсутствия
мировоззрения, и лишь на почве нового мировоззрения оно сможет возродиться.
(Выделено мной
М.И.Д.)»\ Современная система юридического образования не нацелена на формирование общего и юридического мировоззрения студентовюристов, скорее в их сознание закладываются знания, блоки информации о действующем позитивном праве.
Но это


[стр.,11]

лишь следствие того, что и сами ученые и преподаватели правовых дисциплин «допустили упадок правосознания».
(Показательно, что изучая ценностный мир современного студента исследователи сами не предлагают иерархии ценностей, которая соответствовала бы пропагандируемой ими гуманитаризации
знаний, а факт, что из 2425 студентов старших курсов 25 вузов страны 31,3% верит в Бога, а 29,8% «ищут пути к Богу» оценивают как дезориентацию и утрату ими смысла жизни^).
Действительность открывается своей ценностной стороной лишь для того, кто способен ее субъективно интерпретировать, воспринимать как таковую.

Как связано мировоззрение и ценности? Последние составляют ядро мировоззрения.
По определению
мировоззрение есть общественное самосознание, воплотившееся в индивиде как единство его нравственных, правовых, философских, политических и иных ценностных представлений.^ Затрагивая глубинные основы человеческого существования, мировоззрение все духовное многообразие к разуму, чувствам, воле человека.
По словам B.C.
Соловьева,
«…духовные силы: воля, разум, чувство имеют значение лишь как способы или средства осуществления определенного содержания.
^
Швейцер А.
Указ.
раб.
С.
89.
^ Лисовский В.Т.
Ценностный мир современного студента.//Вестник СпбГУ.Сер.6.
1992.
№ 3.
С.
118.
ш ® Современная философия: словарь и хрестоматия.
Ростов-на-Дону.
1995.
С.
44.
а не сами составляют это содержание».^ Содержание составляют общечеловеческие ценности, которые, будучи опосредованы формой нравственности, приобретают нравственный, моральный, этический характер.
Мироздание имеет свое аксиологическое ядро, смысловой центр; нравственная, правовая, политическая, государственная
формы воплощают с присущими этим формам особенностями вечные общечеловеческие ценности.
Каковы эти ценности, какова их природа, роль и содержательное наполнение? Выяснению этих вопросов посвящается представленное исследование.
Юридическое мировоззрение нельзя свести к знаниям о праве, мировоззрение с необходимостью предполагает и оценку знаний.
Оценка осуществляется по отношению к идеалам, ценностям, целям и осуществляется из координат более высоко организованной системы, чем та, что подвергается оценке.
Первичной и более высоко организованной в духовном смысле системой по отношению к праву является нравственность; оценка правовых явлений невозможна вне вечных нравственных ценностей, идеалов.
Наша точка зрения подтвер>кдается также положением И.
Канта о том, что мировоззрение человека роставляют знания, нравственность, вера.
При этом ни одна из составляющих не редуцируется к другой.^ Разум, знания о праве приближают нас к истине, без которой целесообразная деятельность человека невозможна; вера есть непосредственное приятие сознание тех или иных норм и ценностей жизни как безусловно истинных, например, вера в объективное значение высших, абсолютных ценностей.
Сердцевиной этих начал является нравственность.
Нравственность и вера относятся к духовному миру человека, связывают его со смыслом бытия.
Таким образом, юридические знания, знание права, знание о праве в мировоззрении всегда соединены с нравственностью, а также с верой в то, что фундаментальные недоказуемые утверждения нравственности являются инвариантными основами человеческой жизни.
Принципиальным является утверждение о том, что в секулярном мире Абсолюты заключает в себе нравственность.
Б.П.
Вышеславцев считает, что «человек живет, существует, мыслит и действует лишь в реляции к Абсолютному, лишь ^ Соловьев B.C.
Чтения о богочеловечестве.
Соч.
в 2-х т.
М.
1989.
Т.
2.
С.
30.
^ Лесовская Л.В.
Социальные стереотипы как явление духовной культуры./Философия и сознание.
Красноярск.
1995.
С.
38.
предполагая Абсолютное», автор называет это «неотмыслимостью Абсолютного».^ Признание этого утверждения как истинного влечет вывод о том, что и юридическое мировоззрение должно апеллировать к нравственным абсолютам ценностям.
На наш взгляд, даже если юридический позитивизм отрицает позицию соотнесения нравственных и правовых ценностей, такое соотнесение всегда присутствует в скрытом, неосознанном виде, в силу «неотмыслимости Абсолютного», т.е.

[Back]