Проверяемый текст
Алексеев, Михаил Юрьевич; Актуальные международно-правовые проблемы внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации (Диссертация 1999)
[стр. 104]

Согласно Конституции Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны (п.
4 ст.
5).
Обращаем внимание на слова
"во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти”.
Эго означает, что во взаимоотношениях с другими субъектами федерации и с иностранными государствами (иностранными партнерами) такое равенство может отсутствовать.
Отсюда вытекает, что, в формально-юридическом смысле, и в
внешних связях субъекты РФ неравны между собой.
Президент России своим Указом попытался исправить это положение в 1996г.,
предусмотрев ''обеспечение действия принципа равноправия субъектов Российской Федерации между собой и в их отношениях с федеральными органами государственной власти...”ш .
Но при всей весомости президентских указов, они не могут быть выше конституционных положений.
Государственную власть в субъектах
РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (п.
1 ст.

II Конституции Российской Федерации).
С очевидностью здесь речь идет только об осуществлении власти в рамках,
предопределенных нормативными документами.
Значительный интерес в этой связи представляют мнения руководителей конкретных субъектов
РФ, высказанные во время первой всероссийской научно-практической конференции по проблемам совершенствования федерализма, которую провел 19-20 января 1998г.
в Москве Совет Федерации Федерального Собрания РФ.

Ценные мысли высказал на этой конференции Председатель Думы Ханты-Мансийского автономного округа, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам С.С.
Собянин.

Весьма своевременно прозвучало его предупреждение о том, что не следует спешить с решением даже крупных проблем, связанных с поиском оптимального варианта государственного устройства России.

Эго вызовет 1к Указ Президента РФ от 03.06.96.
Ns *Ш.
п.
2.1.
[стр. 67]

государств-субъектов международного права, а только как государствчленов (то есть, насколько мы понимаем, не суверенных М.А.).7 6 Большое значение для “внешних партнеров" субъектов Российской Федерации и для самих таких субъектов имеет уверенность в стабильности самого существования последних.
Иначе не может быть гарантии соответствующих обязательств и ответственности по внешнеэкономическим договорам.
В связи с этим требует хотя бы краткой оценки вопрос о “юридической неуничтожаемости” субъектов федерации, их равенства между собой или же, наоборот, степени неравенства.
Если исходить из того, что воля таких субъектов является предпосылкой возникновения федерации, это одно.
Если же деление федерации на составные части определяет центральная власть другое.
В России проявляются оба эти фактора.
Часть ее субъектов возникли по воле их народов, другая часть (края, области) путем властного волеизъявления высшего федерального органа власти, административного деления.
Конституция РФ в этом отношении противоречива.
Федеративное устройство Российской Федерации основано на её государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправия и самоопределения народов Российской Федерации (Конституция РФ.
п.
3 Статьи 5).
Согласно Конституции Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты
Российской Федерации между собой равноправны (п.
4 Статьи 5).
Обращаем внимание на слова
“во взаимоотношениях с 67 7 6Там же.
С.
303.


[стр.,68]

федеральными органами государственной власти”.
Это означает, что во взаимоотношениях с другими субъектами федерации и с иностранными государствами (иностранными партнерами) такое равенство может отсутствовать.
Отсюда вытекает, что, в формально-юридическом смысле, и во
внешнеэкономической сфере субъекты РФ неравны между собой.
Президент России своим Указом попытался исправить это положение в 1996
году, предусмотрев “обеспечение действия принципа равноправия субъектов Российской Федерации между собой и в их отношениях с федеральными органами государственной власти...л 7 7 Но при всей весомости президентских указов, они не могут быть выше конституционных положений.
Государственную власть в субъектах
Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (п.
1.
Статьи
11 Конституции Российской Федерации).
С очевидностью здесь речь идет только об осуществлении власти в рамках
предопределенного нормативными документами.
Значительный интерес в этой связи представляют мнения руководителей конкретных субъектов
Российской Федерации, высказанные во время первой всероссийской научно-практической конференции по проблемам совершенствования федерализма, которую провел 19-20 января 1998 года в Москве Совет Федерации Федерального Собрания РФ.
В частности, ценные мысли высказал на этой конференции Председатель Думы Ханты-Мансийского автономного округа, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам С.
С.
Собянин.

68 77Указ Президента РФ от 03.
06.
96.
№ 803.
П.
2.1.


[стр.,69]

Весьма своевременно прозвучало его предупреждение о том, что не следует спешить с решением даже крупных проблем, связанных с поиском оптимального варианта государственного устройства России.
Это вызовет необходимость частого изменения Конституции.
А частые изменения основ конституционного устройства, правовая нестабильность вызывают недоверие со стороны иностранных партнеров и инвесторов, а также со стороны отечественного бизнеса.
По замечанию С.С.
Собянина, “существует искаженное представление, что субъекты Федерации объективно стремятся к большой самостоятельности”.
В целом, в этом нет ничего опасного для основ федерализма, которые не пошатнутся, “если стремление к самостоятельности субъектов не будет принимать формы сепаратизма и они будут заинтересованы (не путать с зависимостью) в развитии и укреплении всего государства.
В этом главная задача сегодняшней государственной федеральной политики”.7 8 Право субъектов федерации на самостоятельное ведение внешних (внешнеэкономических) сношений ограничивается как “изъятием" отдельных его аспектов в пользу компетенции центра, так и установлением "совместной компетенции”.
Подобные ограничения обычное явление, которое, по необходимости кратко, освещено выше в отношении США, Канады, Германии и других государств.
Все это свидетельствует о совместимости прав субъектов федерации на ведение внешних (внешнеэкономических) сношений с соответствующими правами центра.
Даже в СССР, который во всем мире воспринимался как тоталитарное государство, после 1944 года 69 70 Собянин С.С.
Российская федерация: Какой ей быть?//Президент.
Парламент.
Правительство.
1998, февраль.
С.
41.

[Back]