Проверяемый текст
Алексеев, Михаил Юрьевич; Актуальные международно-правовые проблемы внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации (Диссертация 1999)
[стр. 117]

мить свое согласование по проекту предполагаемого договора в лице органа исполнительной власти того или иного субъекта.
Собственно, это и есть “координация” данного договорного процесса, идущего “сверху-вниз” и только в отношении “затрагиваемых” интересов субъекта.
В Законе 1999г., судя по всему, ситуация резко различается.
В преамбуле Закона говорится: “Настоящий Федеральный закон в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации устанавливает общий порядок координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, содержит правовые гарантии обеспечения прав и законных интересов субъектов Российской Федерации при установлении и развитии международных и внешнеэкономических связей”.
Наш комментарий: ключевым здесь является слово “законных”.
Установление такой “законности” в каждом конкретном случае может быть чрезвычайно сложным и длительным процессом.
А коль скоро.
Закон “О координации...”, то предполагаемый Координатор в лице Центра и будет располагать преимущественными, а может и дискреционными, правами давать соответствующее толкование.
“Статья 1.
Право субъектов Российской Федерации на осуществление международных и внешнеэкономических связей.
1.
Субъекты Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных
[стр. 77]

правовую базу, практически не обращая внимания на данное конституционное положение.
“...к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации”.
За исключением вопросов войны и мира, Федерация и субъекты Федерации на практике ставят друг друга перед фактом установления “своих" внешних связей.
Конституция РФ, естественно, устанавливает в этом плане лишь основы.
Соответствующая конкретика это предмет Закона о международных договорах Российской Федерации 1995 года, который в этом плане весьма несовершенен .
Поэтому субъекты Российской Федерации сегодня, не без успеха, стараются максимально ограничить действие федеральной компетенции в рассматриваемых вопросах, ставя Центр перед фактом уже заключенного субъектом “международного” договора.
В силу указанных причин между Центром и субъектами Российской Федерации накопилось множество спорных вопросов.
Президент Российской Федерации, согласно Статьи 85 Конституции Российской Федерации, может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
Президент вправе также приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской 77

[стр.,81]

Статье 72 Конституции Российской Федерации можно выделить только п.
1 в) “вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами" и п.
1 о) “координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации”, которые, согласно п.
2 этой же статьи, “в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа”.
На основе положений Конституции Российской Федерации, о которых говорилось выше, в Российской Федерации складывается государственная концептуальная основа взаимоотношений федерации и ее субъектов, что определяется, в первую очередь, основами государственного регулирования международной и внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1998 года № 373 определены цели региональной политики Российской Федерации в области международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации.
К ним, в частности, относятся: “использование региональной политики в области международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации для обеспечения внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Российской Федерации на международной арене; реализация внешнеполитической линии Российской Федерации и ее международных обязательств, согласованность действий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в выполнении международных договоров и соглашений; учет интересов субъектов Российской Федерации при разработке концепции внешней политики Российской Федерации, подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации; содействие 81

[стр.,86]

органами государственной власти ее субъектов.
Эту работу ведет Департамент по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественно-политическими организациями МИДа.
Конституции республик по-разному закрепляют их полномочия в международных отношениях.
Согласно Конституции Башкортостана, например, эта республика “является самостоятельным участником международных и внешнеэкономических отношений и связей, кроме тех, которые добровольно переданы по Договору в ведение Российской Федерации.
Республика Башкортостан вступает в отношения с другими государствами, заключает международные договоры и обменивается дипломатическими, консульскими, торговыми и иными представительствами, участвует в деятельности международных организаций".
Аналогичные положения содержат Конституции Саха (Якутия), Дагестана, Коми и др.
В отношении исключительной компетенции субъектов РФ в данной сфере определяющими являются положения п.
3 Статьи 11 Конституции РФ, согласно которым разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется “настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий”.
J Таким образом, субъекты федерации могут рассчитывать на укрепление своей самостоятельности во внешнеэкономических связях, во-первых, путем толкования в свою пользу некоторых неоднозначных положений самой Конституции, а, во-вторых, путем заключения специальных договоров с Центром по данному вопросу, не ограничиваясь Федеративным договором.
Конституция Российской Федерации определяет, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации 86

[Back]