Проверяемый текст
Алексеев, Михаил Юрьевич; Актуальные международно-правовые проблемы внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации (Диссертация 1999)
[стр. 118]

т организаций в рамках органов, созданных специально для згой цели.
Субъекты Российской Федерации с согласия Правительства Российской Федерации могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств”149.
Наш комментарий: Никаких новых полномочий в данной сфере не предусматривается, дается отсылка лишь к существующим нормативным д окументам.
Кроме того, предоставление Правительству нрава дакать согласие на "'связи” с органами государственной власти иностранных государств порождает возможность длительной волокиты в данном вопросе и выборочного подхода к просьбам различных субъектов.
(Постановление Правительства РФ по данному вопросу принято позже 01.02.2000 № 91.
Но мы все же на нем остановимся позже с тем, чтобы более понятна была дальнейшая судьба данного Закона).
“2.
Для целей настоящего Федерального закона под международными и внешнеэкономическими связями субъектов Российской Федерации понимаются осуществляемые в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и в иных областях связи с иностранными партнерами, указанными в пункте 1 настоящей статьи”.
Установленный здесь перечень,, на первый взгляд, не является ограничительным, поскольку оканчивается формулой “и в иных областях”.
Но на практике, по крайней мере, вопросы внешней политики и обороны Центр с очевидностью сохраняет за собой.
Отсюда путем толкования можно вывести и другие предполагаемые ограничения.
149 Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2000г.
№ 91 лаконично.
“Во исполнение пункта 1 статьи 1 Федерального закона "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет: Решение Правительства Российской Федерации о его согласии на осуществление субъектами Российской Федерации международных и внешнеэкономических связей, с органами государственной власги иностранных государств принимается на основании обращения органов исполнительной власги субъектов Российской Ф едерации, содержащего обоснование необходимости осуществления таких связей, при наличии положительного заключения Министерства иностранных дел Российской Федерации.
М лнисгерства юстиции Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенци
[стр. 18]

диссертант развивает и обосновывает тезис о необходимости усиления влияния Центра в деле координации международных связей субъектов Федерации, исходя при этом из того, что, как подчеркивает Е.
Примаков, “выход в такой деликатной сфере за рамки определенных Конституцией и российским законодательством полномочий может нанести и наносит серьезный ущерб позициям России в мире”.
Указанным целям призваны способствовать принятый в декабре 1998г.
и введенный в действие Указом Президента РФ с 6 января 1999г.
Федеральный Закон о координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, а также скорейшее присоединение РФ к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей 1980 года.
В настоящей диссертации указанный закон лишь упоминается и подробно не анализируется, т.к.
в настоящее время отсутствует практика его применения.
“Настоящая” Федерация предполагает совместное осуществление Федерацией и её субъектами многих функций в пределах одной и той же территории.
Но с оговоркой: если в таком “совместном осуществлении" федеральные органы участвуют на территории всех без исключения субъектов федерации, то последние только в “собственных пределах”, если говорить о территориальном признаке.
Принцип федерализма теоретически должен проявляться, кроме прочего, и в судебной системе.
Наличие самостоятельных систем судебной власти на федеральном уровне, с одной стороны, и на уровне субъектов федерации с другой наиболее надежно обеспечивает "вертикальное" разделение властей в федерациях.
В противном случае самостоятельное осуществление такими субъектами своих прав (в том числе во внешнеэкономической сфере) может, в конечном итоге, оказаться под полным контролем Центра.
В России пока что не предусмотрены суды в системе организации власти субъектов Федерации, что формально ставит законодательную и 18

[стр.,34]

Советом Европы и Европейской комиссией, проект РУС-1, направленный на содействие России в совершенствовании функционирования федеральных структур.
Рекомендуется шире использовать в интересах российского федерализма возможности Евросоюза, Европейского банка реконструкции и развития, других зарубежных структур, в том числе их представительств в России.
Пользу от сотрудничества с ними на собственном опыте уже ощутил ряд субъектов Российской Федерации.
Е.
Примаков особо подчеркивает необходимость усиление влияния центра в деле координации международных связей субъектов Федерации, исходя при этом из того, что “выход в такой деликатной сфере за рамки определенных Конституцией и российским законодательством полномочий могут нанести и наносят серьезный ущерб позициям России в мире".3 9 В этой связи весьма актуальным видится скорейшее принятие Федерального закона “О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации", проект которого разработан.
Развитие российского федерализма в этом контексте содействует решению такой важнейшей задачи, как развитие отношений России со своими соседями посредством приграничного сотрудничества субъектов РФ.
Позитивные примеры в этом плане имеются: сотрудничество северо-западных регионов России с прилегающими административнотерриториальными единицами государств Северной Европы, совещания министров иностранных дел Совета Баренцева Евроаркгического региона; развитие внешнеэкономических связей субъектов Федерации, расположенных за Уральским хребтом, с регионами КНР, Японии и США и т.п.
34 39Там же.


[стр.,93]

современной Российской Федерации это, быть может, наиболее актуально.
Указ Президента Российской Федерации от 12 марта 1996 г.
“О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации" устанавливает, что в системе федеральных органов исполнительной власти МИД России является головным органом в области отношений с иностранными государствами, международными организациями и осуществляет общий контроль за выполнением международных обязательств Российской Федерации.
На основе данного Указа принят также Закон о координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации Органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны информировать МИД об осуществляемой ими международной деятельности и международных связях, официальных поездках, консультациях и переговорах, подписанных документах и других договоренностях.
Проекты соглашений субъектов Российской Федерации с субъектами, административно-территориальными образованиями иностранных государств подлежат согласованию с МИД РФ, что, впрочем, делается далеко не всегда.
Представляется, что общее законодательное регулирование международных, в частности внешнеэкономических, связей субъектов Российской Федерации уже сложилось.
По этой причине отпала необходимость дополнительного внесения изменений в Конституцию РФ, которые касались бы разграничения полномочия между Федерацией и ее субъектами (регионами) в этой области.
93

[Back]