Проверяемый текст
Фаяд Насер Юсеф; Контрольный механизм по международным пактам о правах человека (Диссертация 1998)
[стр. 32]

том что СССР и другие социалистические страны, отмечали приоритет принципов Устава ООН, и в дальнейшем все свои требования основывали пменно на них.
Руководствуясь принципами Устава ООН, Советский Союз предложил, чтобы Декларация н Пакты о правах человека содействовали повышению роли прав человека, а также закрепили права народов и наций на самоопределение.
Право на самоопределение, то есть право народа определять свою судьбу, является одним
нз основных неотъемлемых прав каждого человека н каждого народа.
Не может быть свободен народ, находящийся
в колониальной зависимости.
Населению колониальных и зависимых стран недоступны элементарные
нрава н свободы личности".1 Кроме того, Советский Союз исходил нз положения Конституции 1936 г., где впервые было закреплено право на самоопределение наций.
Этим СССР хотел показать, что положения основного закона страны могут служить образцом для такого международного документа и в очередной раз пропагандировать модель взаимоотношений народов в Советском Союзе.2 Еще в начальной стадии разработки проекта Всеобщей декларации, Советская делегация предложила включить в Декларацию статью о праве народов
н наций на самоопределение: 1См.
подробнее: Мовчан А.П.
Международная защита прав человека.
М., 1968.
С.61.
2 Черииченко С.В.
Международное право: современные политические проблемы М., 1993.
C J3.
[стр. 39]

Такая же атмосфера царила и в 3ем Комитете, куда Экономический и Социальный Совет передал окончательные проекты Пактов, разработанных Комиссией по правам человека.
В этом Комитете на протяжении восьми лет шли острые дебаты по всем статьям, и дело порой доходило до согласования отдельных фраз, и даже слов.
Были также приняты разные попытки отложить рассмотрение статей экономического и социального характера, придав большее значение вопросам гражданско-политического характера.
Но, несмотря на это, компромиссы все таки были найдены и работа над проектом Пакта об экономических, социальных и культурных правах была закончена вместе с Пактом о гражданских и социальных правах на XVIII сессии третьего Комитета.
Другой, не менее острый вопрос в ходе разработки пактов о правах человека был вопрос о закреплении права народов на самоопределение.
Не поддаваясь исчерпывающему анализу этого вопроса в настоящем разделе, мы, тем не менее, считаем нужным остановиться на некоторых аспектах этой проблемы, так как она занимала очень много времени и вокруг нее шли очень острые дискуссии в ходе разработки обоих Пактов.
С самого начала разработки Хартии прав человека выявилась тенденция со стороны развивающихся стран, при поддержке Советского Союза и социалистических стран, включить в Декларацию прав человека и в Пакты о правах человека статьи о праве народов на самоопределение.
СССР в своих предложениях к проектам Всеобщей декларации и Паттам о правах человека исходил из того, что они должны основываться на принципах Устава ООН, развивать уважение к праву народов и наций на самоопределение.
Руководствуясь этим указанием Устава ООН, Советский Союз предложил, чтобы Декларация и Пакты о правах человека содействовали уважению права народов и наций на самоопределение.
Право на самоопределение, то есть право народа определять свою судьбу, является одним
из основных неотъемлемых прав каждого человека и каждого народа.
Не может быть свободен народ, находящийся
39

[стр.,40]

в колониальной зависимости.
Населению колониальных и зависимых стран недоступны элементарные
права и свободы личности”.1 Кроме того.
Советский Союз исходил из положения Конституции 1936 г., где впервые было закреплено право на самоопределение наций.
Этим СССР хотел показать, что положения основного закона страны могут служить образцом для такого международного документа и в очередной раз пропагандировать модель взаимоотношений народов в Советском Союзе.
Еще в начальной стадии разработки проекта Всеобщей декларации, Советская делегация предложила включить в Декларацию статью о праве народов
и наций на самоопределение: “Каждый народ и каждая нация имеют право на национальное самоопределение государства, несущее ответственность за управление несамоуправляющимися территориями, в том числе колониями, и должны способствовать осуществлению этого права, руководствуясь целями Объединенных Наций в отношении народов этих территорий”.2 Делегации США, Англии, Франции и других колониальных стран решительно выступили против этой статьи и добились ее отклонения.
Всеобщая декларация была принята без упоминания об этом праве народов.
При обсуждении первоначальных проектов Пактов о правах человека в Комиссии по правам человека аналогичная статья была также отклонена.
Однако в последующие годы колониальным странам стало тяжело противостоять желанию народов на самоопределение.
Исторический процесс национального освобождения народов Азии и Африки не мог не найти своего отражения в деятельности ООН и, в частности, при разработке Пактов о правах человека.
Так, в 1950 году делегаты Саудовской Аравии и Афганистана внесли предложение в 3-й Комитет Генеральной Ассамблеи о том, чтобы Экономический и Социальный Совет с помощью Комиссии по правам человека изучили пути и средства, которые обеспечат народам и нациям право на самоопределение и разработали рекомендации для рассмотрения Генеральной Ассамблеей на ее шестой сессии.
Это предложение было принято большинством членов Комитета и вошло в качестве составной части в резолюцию Генеральной Ассамблеи от 4 40 ' См.
подробнее: Мовчаи Л.П.
Международная защита прав человека.
Москва.
1968r-.-c.6l.
2Док.
А/784, XII.
1948 г.

[Back]