Проверяемый текст
Юнусов, Ахат Ахнафович; Теория и практика эффективной подготовки уголовного дела к судебному разбирательству (Диссертация, 14 апреля 2006)
[стр. 150]

151 Полагаем, названный срок следует исчислять именно с момента поступления дела к прокурору.
И не следователь должен ходатайствовать о продлении или установлении данного срока перед прокурором, а именно прокурор, получив дело из суда, и направляя его органу предварительного расследования, должен одновременно установить срок устранения, отмеченных судом нарушений.
Кроме того, при исследовании вопроса о допустимости доказательств, полученных органами предварительного расследования за пределами указанного в нормах ч.
2 ст.
237 УПК срока, следует исходить из правовых позиций Конституционного Суда РФ, изложенных в Определении № 57-0 от 2 февраля 2006 г.1Согласно этому акту: на случаи возвращения судом уголовного дела прокурору по основанию, связанному с необходимостью устранения существенных неустранимых в судебном производстве нарушений закона, требование о соблюдении 5-дневного срока, в течение которого прокурор обязан обеспечить устранение иных, указанных в ч.
1 ст.
237 УПК РФ препятствий к рассмотрению уголовного дела судом, распространяться не может.
Таким образом, сторона уголовного преследования, по сути, более не ограничена сроком для устранения существенных препятствий к рассмотрению дела.
И нарушение срока, названного в нормах ч.
2 ст.
237 УПК, если оно не связано с получением стороной обвинения доказательств, ухудшающих положение обвиняемого, более не может служить основанием для постановки вопроса о признании полученных сведений недопустимыми.
Что касается самих препятствий к рассмотрению дела в суде, то из анализа практики применения этого института, следует выделить в основном два вида нарушений, влекущих применение норм п.
1 ч.
1 ст.
237 УПК: непосредственно нарушение норм ст.
220 или 225 УПК, допущенные при составлении обвинительного заключения или обвинительного акта; иные нарушения норм УПК РФ, в том числе при обеспечении прав и законных интересов обвиняемого или потерпевшего, допущенные в ходе до1См.: Определение Конституционного Суда РФ № 57-0 от 02.02.2006 г.
«Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Всеволжского городского суда Ленинградской области о проверке конституционности ч.
2 и 5 ст.
237 УПК РФ» // ВКС РФ.
2006.
№ 3.
С.
108-112.
[стр. 388]

388 вручено обвиняемому 3 февраля 2003 г.; 4 февраля 2003 г.
дело возвращено прокурором в суд.
Адвокат обвиняемого внес ходатайство в суд о прекращении производства по делу, поскольку обвинительное заключение, по его мнению, составлено и утверждено прокурором за пределами 5-дневного срока, установленного ч.
2 cm.
237 УПК.
Следовательно, оно не имеет юридической силы615.
Суд отклонил данное ходатайство адвоката, как необоснованное.
По делу вынесен обвинительный приговор.
В данной связи, учитывая организационные трудности, связанные с пересылкой дел из суда к прокурору, названный срок, на наш взгляд, следует устанавливать именно с момента поступления дела к прокурору.
Причем не следователь, и не дознаватель должен ходатайствовать о продлении или установлении данного срока перед (соответствующим) прокурором, а именно прокурор, получив дело из суда, и направляя его (по подследственности) органу предварительного расследования, должен одновременно установить срок устранения, отмеченных судом, нарушений.
Установить, в точном соответствии с нормами чч.
2-3 ст.
237 УПК и по аналогии правил, урегулированных ч.
6 ст, 162 или ч.
1 ст.
226 УПК.
С этого же момента, обвиняемый, содержащийся (по данному делу) под стражей, должен «числиться» за прокуратурой, с учетом и на основе положений ст.
109 УПК.
В том же контексте, считаем необходимым, остановится на еще одном спорном моменте практики реализации данного института.
Ни законодатель в нормах УПК РФ, ни пленум Верховного суда РФ, пока, не определились в вопросе о том, каким процессуальным решением следователь (дознаватель)675 675 При этом адвокат (защитник) обвиняемого, естественно, исходил из того, что названный срок должен исчисляться судом именно с момента принятая решения о возвращении дела прокурору, а не с момента поступления данного дела непосредственно к прокурору.
Суд же, как правило, исчисляет данные сроки именно с момента поступления дела прокурору.
На наш взгляд, исчисляет правильно.

[Back]