Проверяемый текст
Юнусов, Ахат Ахнафович; Теория и практика эффективной подготовки уголовного дела к судебному разбирательству (Диссертация, 14 апреля 2006)
[стр. 180]

181 По итогам изучения материалов дела оконченного расследованием обвиняемые заявили ходатайство о рассмотрении их дела одновременно как единолично судьей, так и коллегиально сучастием присяжных заседателей.
Только в ходе проведения предварительных слушаний
выяснилось, что при ознакомлении с j материалами дела они неправильно поняли положения уголовно-процессуального законодательства, предусмотренные нормами ч.
5 cm.
217 УПК, и не смогли адекватно выразить свою волю в этом вопросе.
Фактически,
и в данном случае, налицо, основание для возвращения уголовного дела прокурору, так как в нарушение норм ч.
1 ст.
11 и ч.
5 ст.
217 УПК следственные органы не обеспечили в должной мере реализацию прав обвиняемых в
существенных моментах процесса.
Несмотря на это, дело назначено к судебному заседанию и рассмотрено в общем порядке.

Как уже отмечалось, примером указанных нарушений закона и прав обвиняемых служит ситуация, при которой ходатайство обвиняемого в протоколе ознакомления с материалами дела выражено в виде общей формулы: «положениями ч.
5 ст.
217 УПК воспользоваться желаю» или «ходатайствую о назначении предварительных слушаний в соответствии с положениями п.
3 ч.
5 ст.
217 УПК»\
так как в каждом из этих случаев ходатайство обвиняемого носит общий характер и не позволяет суду адекватно судить о его воле; не позволяет суду правильно определиться в вопросе о том, какие именно права разъяснялись обвиняемому, какими из них он, действительно, желает воспользоваться.
На непонимание сути данного нарушения указывает и обобщение практики возвращения дел прокурору в других регионах страны.
Так, определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РФ от 14 июня 2005 г.
№ 5-005-86 отменено постановление судьи Московского городского суда о возвращении дела прокурору для устранения препятствий врассмотрении данного дела судом1 2.
1См.: УД № 67419-П.; УД № 66658-П.; УД № 66905-П.; УД № 32042-Н.
Архив Нижегородского и Приокского районного суда г.
Н.
Новгорода,
2004 г.
2 См.: Бюллетень Верховного Суда РФ.
2006.
№ 7.
С.
21.
[стр. 231]

231 Известно, что правомочие на заявление данных ходатайств, разъяснение их сути и содержания, а также возможных правовых последствий их внесения в суд (впервые) должны быть разъяснены обвиняемому на этапе ознакомления с материалами дела, оконченного расследованием (ч.
5 ст.
217 УПК).
Реализация этого безусловного императива и (истинная) воля обвиняемого в этом вопросе должны найти свое обязательное отражение в протоколе ознакомления с материалами дела (ст.
218 УПК).
Однако из содержания ряда изученных протоколов достаточно трудно понять, насколько обвиняемым действительно разъяснялись суть и правовые последствия заявления того или иного из возможных ходатайств392*.
С одной стороны, формально-юридическое перечисление в названном протоколе (простого) перечня каждой из альтернатив, предусмотренных ч.
5 ст.
217 УПК, еще не означает того, что обвиняемый действительно понял: в чем сущность и правовые последствия, предложенного ему законодателем выбора; каким кругом (дополнительных) прав или привилегий он может воспользоваться, свободно реализовав свою волю, или какие дополнительные обязанности (правоограничения) претерпеть в связи с заявлением того или иного ходатайства.
С другой, трудно считать обоснованным и, соответственно, достаточно мотивированным ходатайство обвиняемого, к примеру, выраженное в названном протоколе в виде общей формулы: «...положениями ч.
5 ст.
217 УПК воспользоваться желаю» или «...ходатайствую о назначении предварительных слушаний в соответствии с положениями п.
3 ч.
5 ст.
217 УПК»т ,
ибо как в первой, так и во второй ситуации, ходатайство стороны 392 Среди изученных нами дел нет ни одного материала, где названное правомочие разъяснялось бы потерпевшему или ильм заинтересованным в деле лицам.
Поэтому реализация всего круга указанных правомочий исследуется нами лишь применительно к правам и обязанностям обвиняемого, хотя мы, по-прежнему настаиваем на том, что отдельными из правомочий ч.
5 ст.
217 УПК может (должен) воспользоваться и, равный ему в правовом отношении, потерпевший.
39j См„ к примеру: УД № 34986-П.; УД № 67419-П.; УД № 66658-П.; УД № 66905П.; УД № 32042-Н., где названное ходатайство обвиняемого выражено именно в виде

[стр.,428]

«опознает» ее.
Инцидент исчерпан, признаков нарушений закона ши прав обвиняемого неустановлено.
В удовлетворении всех ходатайств стороне защиты отказано.
Дело назначено к судебному заседанию ирассмотрено в общем порядке.

Фактически, по данному делу обвиняемый так и не понял в чем сущность тех положений, которые предложены ему законодателем в нормах ч.
5 ст.
217 УПК, несмотря на формальное наличие подписи о «разъяснении» указанных норм следователем при ознакомлении с материалами дела.
Полагаем, что подобной ясности не наступило и при повторном «разъяснении» указанных прав, уже, в суде.
Ранее отмечались и иные признаки подобного «разъяснения» смыла закона, когда при формальном наличии в протоколе ознакомления с материалами дела сведений о разъяснении обвиняемому положений ч.
5 ст.
217 УПК, фактически, воля обвиняемого в этом вопросе остается невыясненной, так как в целом ряде случаев обвиняемые конкретизируют свою волю в тех или иных (альтернативных) вопросах процесса лишь в ходе самих предварительных слушаний и в результате известных усилий суда и сторон.
К примеру: по уголовному делу № 2-13/03 в отношении обвиняемых Б., Ш.
и П., обвиняемых в совершении преступлений, предусмотренных ч.
2 ст.
105 и ч.
3 ст.
162 УК РФ129, обвиняемые по итогам изучения материалов уголовного дела оконченного расследованием заявили ходатайство о рассмотрении их дела одновременно как единолично судьей, так и коллегиально вучастием присяжных заседателей.
Только в ходе проведения предварительных слушаний
по данному делу выясншось, что при ознакомлении с материалсши уголовного дела они неправшьно поняли положения уголовно-процессуального законодательства,729 428 729 См.: Архив Судебной коллегии по уголовным делам Нижегородского областного суда за 2003 г.


[стр.,429]

.
.
.
429 предусмотренные нормами ч.
5 cm.
217 УПК, и не смогли адекватно выразить свою волю в этом вопросе.
Фактически,
налицо, основание для возвращения уголовного дела прокурору, так как в нарушение норм ч.
1 ст.
11 и ч.
5 ст.
217 УПК следственные органы не обеспечили в должной мере реализацию прав обвиняемых в
принципиальных (существенных) моментах процесса.
Несмотря на это, дело назначено к судебному заседанию и рассмотрено в общем порядке.

По уголовному делу № 67368 по обвинению Н., Р.
и X.
в преступлении, предусмотренном п.
«а», ч.
2 ст.
158 УК РФт , по итогам ознакомления с материалами дела стороной защиты заявлено ходатайство об одновременном прекращении уголовного дела по основаниям ст.
25 УПК и ст.
28 УПК.
Названное противоречие устранено только в ходе предварительных слушаний, когда сторона защиты, наконец, определилась, по какому из названных оснований она ходатайствует перед судом о прекращении производства по делу.
Примером указанных нарушений закона и, одновременно, прав обвиняемых может также служить ситуация, при которой ходатайство обвиняемого в протоколе ознакомления с материалами дела, как уже отмечалось, выражено в виде общей формулы: «положениями ч.
5 ст.
217 УПК воспользоваться желаю» или «ходатайствую о назначении предварительных слушаний в соответствии с положениями п.
3 ч.
5 ст.
217 УПК»131,
ибо применительно к названным случаям ходатайство обвиняемого носит настолько общий характер, что не позволяет суду адекватно судить о действительной воле обвиняемого в выборе, предложенных ему законодателем альтернатив; не позволяет правильно определиться в вопросе о730731 730См.: Архив Приокского районного суда г.
Н.
Новгорода за 2004 г.
731 См.: УД № 34986-П.; УД № 67419-П.; УД № 66658-П.; УД № 66905-П.; УД № 32042-Н., где названное ходатайство обвиняемого выражено именно в виде названных формул.
// Архив Нижегородского и Приокского районного суда г.
Н.
Новгорода
за 2004 г.

[Back]