Проверяемый текст
Юнусов, Ахат Ахнафович; Теория и практика эффективной подготовки уголовного дела к судебному разбирательству (Диссертация, 14 апреля 2006)
[стр. 185]

186 (гл.
33-34 УПК), ни в стадии рассмотрения дела по существу (гл.
36-39 УПК)!.
С учетом того, что бремя доказывания названных обстоятельств, согласно принципу состязательности процесса и презумпции невиновности обвиняемого, лежит
на стороне обвинения, дело при обнаружении названных обстоятельств в суде должно быть возвращено прокурору.
Во-вторых, по буквальному смыслу закона принятие такого решения является правом, а не
обязанностью суда.
Само по себе поступление в суд нескольких (по идее, взаимосвязанных) дел, в отношении одного или нескольких обвиняемых, еще не влечет императивной обязанности к их соединению в одном производстве, к обязательному принятию судом решения о возвращении уголовного дела прокурору.
Поэтому,
необходимы критерии законности и обоснованности принятия такого решения.
Законодатель указывает на эти критерии, во-первых, настаивая на всесторонности, полноте и объективности исследования материалов дела и
обстоятельств совершенного преступления.
Во-вторых, необходимым элементом применения этого критерия (в том числе, для суда) должен служить вывод о том, что раздельноерассмотрение названных дел не в состоянии обеспечить названную всесторонность и полноту, препятствует вынесению законного и обоснованного итогового решения по делу.
В иных случаях
решение о соединении уголовных дел является необоснованным, какими бы доводами практической целесообразности это (в итоге) не оправдывалось.
На правомерность данного вывода, полагаем, указывают и нормы п.
4 ч.
1ст.
237 УПК.
С учетом названных правил
(норм) суд просто обязан указать в своем постановлении в силу каких обстоятельств раздельное рассмотрение двух и более дел невозможно, или какие именно права, свободы, интересы обвиняемого, потерпевшего, государства и общества без принятия такого решения окажутся объективно нарушенными.
А.В.
Горяйнов также указывает на
(потенциальный) обвинительный характер деятельности судьи в названной ситуации, полагая это недопустимым.
См.: Горяйнов А.В.
Указ.
раб.
С.
7.
[стр. 444]

444 Именно в силу названных обстоятельств это решение не может быть принято судом ни при изучении уголовного дела в стадии его подготовки к судебному разбирательству (гл.
33-34 УПК), ни в стадии разбирательства дела по существу (гл.
36-39 УПК)759.
С учетом того, что бремя доказывания названных обстоятельств, согласно принципу состязательности процесса и презумпции невиновности обвиняемого, лежит
исключительно на стороне обвинения, уголовное дело (дела) при обнаружении названных обстоятельств в суде должно быть возвращено прокурору760.
Во-вторых, по буквальному смыслу закона принятие такого решения является правом, а не
императивной обязанностью управомоченных государственных органов.
Следовательно, само по себе поступление в суд нескольких дел, в отношении одного или нескольких обвиняемых, еще не влечет императивной обязанности к их соединению в одном производстве, к обязательному принятию решения судом о возвращении уголовного дела прокурору по данному поводу.
Поэтому, необходимы определенные критерии законности и обоснованности принятия такого решения.
Формально законодатель указывает на эти критерии, во-первых, настаивая на всесторонности, полноте и объективности исследования материалов дела и совершенного преступления (преступлений)761.
Во-вторых, уточняющим аспектом применения этого критерия для суда должен служить вывод о том, что раздельное рассмотрение названных дел не в состоянии обеспечить названную всесторонность и полноту, препятствует вынесению 759Мы не одиноки в подобной постановке вопроса.
К примеру, А.В.
Горяйнов также указывает на
обвинительный характер деятельности судьи в названной ситуации, полагая это недопустимым.
// См.: ГоряйновА.В.
Указ.
раб.
С.
7.

760 В силу названных выше причин мы категорически против того, чтобы право соединения уголовных дел было возвращено суду, принявшему дело или дела к своему производству, как на этом настаивает ряд авторов.
См.: Желтобрюхов С.
Соединение и выделение уголовных дел судом.
И Российская юстиция.
2005.
№ 1-2.
С.
58; Дорошков В.В.
Мировой судья.
Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности.
М.: Норма, 2004.
С.
129-180; и др.
761 Во многом названное положение нормы закона является отражением принципа всесторонности, полноты и объективности рассмотрения фактических обстоятельств дела, который, потеряв значение доминирующего (формопреобразующего), отчасти, нашел свое отражение в названных нормах.


[стр.,445]

445 законного и обоснованного (итогового) решения по делу.
В иных случаях
требование о соединении (различных по юридической квалификации и фактической фабуле) уголовных дел является необоснованным, какими бы доводами практической целесообразности или процессуальной экономии это не оправдывалось762.
На правомерность данного вывода, полагаем, указывают и нормы п.
4 ч.
1 ст.
237 УПК.
С учетом названных правил
суд просто обязан указать в своем постановлении в силу каких обстоятельств раздельное рассмотрение двух и более дел невозможно, или какие именно права, свободы, интересы обвиняемого или потерпевшего без принятия такого решения окажутся объективно нарушенными.
Не менее существенное значение в обеспечении режима законности и обоснованности принятия решения о соединении уголовных дел имеет и ряд, установленных законом условий.
В частности, для того, чтобы названное решение было законным и обоснованным суду следует, прежде всего, проверить: факт законного и обоснованного возбуждения каждого из соединяемых уголовных дел; течение сроков следствия по каждому из них; то обстоятельство, что ни одно из этих дел на данный момент не приостановлено или не прекращено производством; что возвращенное из суда дело (было) принято к производству следственным органом или непосредственно прокурором с соблюдением требований установленной законом подследственности, а итоговые решения принимались компетентными должностными лицами.
Существенным элементом данных условий является и скрупулезное соблюдение процессуальной формы принятия такого решения, причем как в процедурных, так и структурносодержательных его моментах763.
762Отчасти, эти аспекты, обуславливающие принятие подобного решения, уже нашли свое отражение в ряде работ.
См., напр.: Бурмагии С.
Указ.
раб.
С.
70.
763 Подробнее по этому поводу см., напр.: Быховский И.Е.
Соединение и выделение уголовных дел.
М.: Госюриздат, 1963.
С.
43;Денисов С.А.
Указ.
раб.
С.
101-103.

[Back]