Проверяемый текст
Юнусов, Ахат Ахнафович; Теория и практика эффективной подготовки уголовного дела к судебному разбирательству (Диссертация, 14 апреля 2006)
[стр. 34]

35 Со временем эти «рекомендации» были восприняты законодателем, который не только закрепил их в нормах УПК РСФСР (1960 г.), но и расширил основания для назначения распорядительных заседаний суда.
Так, на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 31 августа 1970 г.
было признано необходимым проведение распорядительных заседаний суда не только по названному
(выше) основанию, но и по делам о преступлениях, за которые в качестве меры наказания может быть назначена смертная казнь .
Подтверждает законодатель и право сторон на некоторое участие в распорядительных заседаниях суда.
Суд в частности имеет право вызвать для объяснений отдельных из участников процесса в связи с заявленными ими ходатайствами, направленными на имя суда.
О задачах, предмете и пределах проверки суда на данном этапе объек тивно свидетельствовал перечень вопросов, подлежащих разрешению судом (ст.
222 УПК РСФСР 1960 г.).
В отношении каждого из обвиняемых закон обязывал суд или
судыо выяснить: а) подсудно ли дело данному суду; б) содержит ли деяние, вменяемое в вину обвиняемому, состав преступления; в) нет ли обстоятельств, влекущих прекращение либо приостановление дела; г) собраны ли по делу доказательства, достаточные для его рассмотрения в судебном заседании; д) соблюдены ли при возбуждении дела, производстве дознания или предварительного следствия требования уголовно-процессуального закона; е) правильно ли применен к деяниям, вменяемым обвиняемому, уголовный закон; ж) составлено ли обвинительное заключение в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона; з) правильно ли избрана мера пресечения в отношении обвиняемого; и т п.
Содержательный анализ названных полномочий, подчеркивал Пленум Верховного Суда СССР, просто обязывал суд по каждому поступившему делу «...тщательно проверять и убеждаться в надлежащей полноте предвари-1 1 См.: Ведомости Верховного Совета СССР.
1970.
№ 36.
Ст.
362.
Соответственно, были дополнены и нормы ст.
36 Основ УСП Союза ССР и союзных республик (1958 г.).
[стр. 80]

80 распорядительные заседания, несмотря на отсутствие об этом прямых указаний в уголовно-процессуальном законе156.
Со временем эти «рекомендации» были восприняты законодателем, который не только
воспроизвел их на законодательном уровне, но и еще более расширил основания для назначения распорядительных заседаний суда.
Так, на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 31 августа 1970 года было признано необходимым проведение распорядительных заседаний суда не только по названному
основанию, но и по делам о преступлениях, за которые в качестве меры наказания может быть назначена смертная казнь157.
На развитие именно этой (независимой, судебной) процессуальной формы института предания суду в определенной мере указывает и то обстоятельство, что законодатель подтверждает право сторон на некоторое участие в распорядительных заседаниях суда158.
О действительном предмете и пределах проверки суда на данном этапе объективно свидетельствовал перечень вопросов, подлежащих контролю суда или единолично судьи (ст.
222 УПК РСФСР 1960 г.).
В отношении каждого из обвиняемых закон обязывал суд или
судью выяснить: а) подсудно ли дело данному суду; б) содержит ли деяние, вменяемое в вину обвиняемому состав преступления; в) нет ли обстоятельств, влекущих прекращение либо приостановление дела; г) собраны ли по делу доказательства, достаточные для его рассмотрения в судебном заседании; д) соблюдены ли при возбуждении дела, производстве дознания или предварительного следствия 156 Справедливости ради, отметим, что и ранее этот вопрос фактически решался в аналогичном процессуальном порядке.
Еще в 30-е годы Пленум Верховного суда СССР и Прокуратура СССР в своем директивном письме № 36/71 от 21 июля 1935 г.
«О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» обязали судей вносить все дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, на рассмотрение распорядительных заседаний суда.
// См.: Сборник действующих постановлений Пленума и директивных писем Верховного суда ССР 1924-1944 гг.
М.: Юридат, 1946.
С.
72; Лукашевич В.З.
Указ.
раб.
С.
34; идр.
157См.: Ведомости Верховного Совета СССР.
-1970.
№ 36.
Ст.
362.
Соответственно, были дополнены инормыст.
36Основ УСП Союза ССР и союзных республик (1958 г.).

158 Суд, в частности, впервые получает право вызвать на этом этапе для устных объяснений отдельных из участников процесса.
Например, в связи с заявленными ими ходатайствами, направленными на имя суда.


[стр.,81]

81 требования уголовно-процессуального закона; е) правильно ли применен к деяниям, вменяемым обвиняемому, уголовный закон; ж) составлено ли обвинительное заключение в соответствии с требованиями уголовнопроцессуального закона; з) правильно ли избрана мера пресечения в отношении обвиняемого; и) приняты ли меры, обеспечивающие возмещение материального ущерба, причиненного преступлением, и возможную конфискацию имущества.
Содержательный анализ названных полномочий, как отметил Пленум Верховного Суда СССР, просто обязывал суд по каждому поступившему делу «...тщательно проверять и убеждаться в надлежащей полноте предварительного следствия, обоснованности и правильности предъявленного обвинения и его квалификации»159160.
Сложившаяся практика подготовки дел к судебному заседанию была поставлена под сомнение авторами Концепции судебной реформы в стране (1991 г.), согласно положениям которой предполагалось, что «судья, при поступлении уголовного дела, изучая только обвинительный акт с точки зрения правильности его составления, обнаружив формальные нарушения, 160 отказывается принять дело к производству и возвращает его прокурору» .
По сути, в качестве кардинальных «нововведений» правоприменителям предлагалось вернуться к «конструкции» предания суду, предусмотренной нормами примечаний к ст.
236 УПК РСФСР 1923 года и ст.
240 УПК РСФСР 1922 года, как уже отмечалось, явно показавшим свою несостоятельность.
Очередная «реформа» уголовно-процессуального института предания суду связана с новеллами от 29 мая 1992 года161, в результате которых стадия 159 См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18 марта 1963 г.
«О строгом соблюдении законов при рассмотрении судами уголовных дел» // Сб.
постановлений пленума Верховного Суда СССР 1924-1977 гг.
Ч.
II.
М., 1979.
С.
21.
160См.: Концепция судебной реформы.
М., 1992.
-148 с.
161 См.: Закон РФ от 29 мая 1992 г.
«О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный и Гражданскопроцессуальный кодексы РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.
1992.
№ 27.
Ст.
1560.

[Back]