Проверяемый текст
Юнусов, Ахат Ахнафович; Теория и практика эффективной подготовки уголовного дела к судебному разбирательству (Диссертация, 14 апреля 2006)
[стр. 53]

54 за законностью и обоснованностью притязаний обвинительной власти на уголовное преследование обвиняемых непосредственно в суде1, органично вписываясь в общую структуру стадий российского уголовного процесса.
Не столь очевидными непосредственные задачи указанной стадии видится по нормам УПК РФ 2001 года.
Анализируя формы подготовки дела к судебному заседанию по нормам главы 33 или 34 УПК, можно сделать вывод о том, что законодателю вполне «удалось» реализовать идею о предании обвиняемого суду без непосредственной оценки судом достаточности для этого фактических оснований.
По сути, в нормах УПК РФ законодатель настаивает на проверке судом лишь законности решений и действий следственных органов, имевших место на досудебном этапе производства по делу1 2.
В нормах главы 33 или 34 УПК отсутствуют указания, направленные к проверке и оценке судом фактической обоснованности обвинения, внесенного в суд.
Исключен контроль и за фактической обоснованностью предания обвиняемого суду.
По буквальному смыслу норм, закрепленных в главе 33 или 34 УПК, суд фактически проверяет и оценивает: • соблюдение на досудебном этапе уголовного судопроизводства существенных требований норм УПК РФ; особенно, в части обеспечения прав, свобод и законных интересов заинтересованных участников процесса.
На это, в частности, указывает содержание норм, закрепленных в пп.
1-3, 5-6 ч.
1 ст.
228; пп.
1, 3, 5 ч.
2 ст.
229; пп.
1,2, 5 ч.
1 ст.
237 УПК; • соответствие формулировок обвинительного заключения (акта) постановлению о привлечении в качестве обвиняемого, не проверяя по существу обвинения сформулированного в нем прокурором.
На это, представляется, указывают нормы п.
1 ч.
1 ст.
237, чч.
1-2 ст.
239 УПК.
1 Наиболее последовательно стадия предания суду, как форма судебного контроля, на наш взгляд, рассмотрена в работах В.З.
Лукашевича.
См.: Лукашевич В.З.
Гарантии прав обвиняемого в стадии предания суду.
Л.: ЛГУ, 1966.
148 с.;
Лазарева В.А.
Предварительное судебное производство в уголовном процессе Российской Федерации.

С.
15; и др.
2 Отчасти, возможен и контроль допустимости доказательств, представленных в суд и поставленных под сомнение заинтересованной стороной (ст.
234-236 УПК).
[стр. 31]

Ответ на первый вопрос, по мнению Н.Н.
Ковтуна, представляется, очевиден20.
Во всяком случае, для «советской» формы (типа) процесса21.
Суть его заключается в том, что именно данная стадия и данный уголовнопроцессуальный институт, оказавшись на стыке инквизиционного, по сути и форме, досудебного этапа производства по делу и собственно судебным рассмотрением дел, сформированным, как правило, по состязательному образцу, всегда выступали своего рода проверочным фильтром22, специфической формой независимого судебного контроля за законностью и обоснованностью притязаний обвинительной власти на уголовное преследование обвиняемых ею непосредственно в уголовном суде23.
И именно в независимой, контрольной деятельности суда, ставящего под беспристрастный судебный контроль законность и обоснованность внесения уголовного иска (обвинения) в суд, сталкивались интересы обвинительной и судебной властей.
Поскольку одна из них, являясь отражением тоталитарной по сути системы, a priori не считала возможной себя контролировать24, а вторая, пыталась отстоять свою независимость хотя бы в части свободы 20 См.: Ковтун Н.Н.
Судебный контроль в уголовном судопроизводстве России: Монография.
Нижний Новгород, 2002.
С.
217-218.
21 В данном контексте (в исследовании) преимущественно имеются в виду нормы УПК РСФСР 1922, 1923 и 1960 гг., Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1958 г.
и т.
п.
нормативные акты «советского» периода развития российского уголовно-процессуального права.
22 На это же обстоятельство, справедливо, обращает внимание В.А.
Лазарева, указывая на то, что в российском процессе именно данная стадия отграничивает сферу «господства» обвинительной и судебной властей.
См.: Лазарева В.А.
Предварительное судебное производство в уголовном процессе Российской Федерации:
Учебное пособие.
Самара, 2000.
С.
15.
23 В историческом аспекте наиболее последовательно стадия предания суду, как форма судебного контроля, рассмотрена в работах В.З.
Лукашевича.
См.: Лукашевич В.З.
Гарантии прав обвиняемого в стадии предания суду.
Л.: ЛГУ, 1966.
148 с.;
Гальперин И.М., Лукашевич В.З.
Предание суду по советскому уголовно-процессуальному праву.
М.: Юрид.
лит., 1965.
-150 с.
24 Подчеркнем, объективным отражением названного положения дел в российском государстве и обществе долгие годы выступало нормативное закрепление тезиса о том, что именно прокуратура осуществляет высший надзор за состоянием законности и правопорядка в стране.

[Back]