Проверяемый текст
Юнусов, Ахат Ахнафович; Теория и практика эффективной подготовки уголовного дела к судебному разбирательству (Диссертация, 14 апреля 2006)
[стр. 64]

65 в (протоколе ознакомления с материалами дела) виде общей формулы: «...положениями ч.
5 ст.
217 УПК воспользоваться желаю» или «...ходатайствую о назначении предварительных слушаний в соответствии с положениями п.
3 ч.
5 ст.
217
УПК»1.

Не указывая на реальное основание для законного и обоснованного назначения слушаний, названные ходатайства, действительно, носят настолько общий характер, что не позволяют суду судить о воле обвиняемого в выборе, предложенных ему альтернатив1 2.
Названное ходатайство обвиняемого, как правило, не конкретизируется и к моменту решения судом вопроса о процессуальной форме подготовки дела к судебному разбирательству (п.
6 ст.
228 УПК)3.
На практике это серьезно затрудняет принятие решения судом о необходимости назначения предварительных слушаний.
В одних случаях, судьи, не принимая решение об
их назначении, предлагали стороне защиты конкретизировать свое ходатайство в письменном заявлении на имя суда4; в других, принимая решение о назначении слушаний, меры по уточнению воли обвиняемого в этом вопросе принимались уже непосредственно в ходе подготовительной части слушаний5.
Этот алгоритм действий суда не имеет под собой достаточных юридических оснований.
По смыслу закона названное ходатайство изначально должно отвечать требованиям законности и обоснованности.
При отсутствии указания на конкретное юридическое основание (ч.
2 ст.
229 УПК) и хотя бы минимального обоснования необходимости назначения слушаний, оно не может 1См.: Ковтун Н.Н., Юнусов А.А.
Стадия подготовки уголовного дела к судебному разбирательству ...
С.
17-110.
2 Ситуация в этом вопросе практически не меняется, о чем свидетельствуют результаты проведенного исследования.
Подобные ходатайства наблюдаются по 58,6% изученных нами дел.
См.: УД № 34986-П.; УД № 67419-П,; УД № 66658-П.; УД № 66905-П.; УД № 32042-Н., где названное ходатайство обвиняемого выражено
в виде названных формул.
Архив Нижегородского и Приокского районного суда г.
Н.
Новгорода,
2004 г.
3 См., например: УД Л» 66629-П., УД № 66658-П., УД № 66905-П.
Архив Приокского районного суда г.
Н.
Новгорода,
2004 г.
4 См.: Обзор судебной практики по применению ст.
237 УПК РФ за
2004 г.
Архив Судебной коллегии по уголовным делам Нижегородского областного суда,
2004 г.
5 По ряду изученных дел судьи объявляли для этого перерыв в заседании и предоставляли обвиняемому возможность дополнительно сформулировать свои требования к суду.
См.: УД № 66873-П.
Архив Приокского районного суда г.
Н.
Новгорода,
2004 г.
[стр. 231]

231 Известно, что правомочие на заявление данных ходатайств, разъяснение их сути и содержания, а также возможных правовых последствий их внесения в суд (впервые) должны быть разъяснены обвиняемому на этапе ознакомления с материалами дела, оконченного расследованием (ч.
5 ст.
217 УПК).
Реализация этого безусловного императива и (истинная) воля обвиняемого в этом вопросе должны найти свое обязательное отражение в протоколе ознакомления с материалами дела (ст.
218 УПК).
Однако из содержания ряда изученных протоколов достаточно трудно понять, насколько обвиняемым действительно разъяснялись суть и правовые последствия заявления того или иного из возможных ходатайств392*.
С одной стороны, формально-юридическое перечисление в названном протоколе (простого) перечня каждой из альтернатив, предусмотренных ч.
5 ст.
217 УПК, еще не означает того, что обвиняемый действительно понял: в чем сущность и правовые последствия, предложенного ему законодателем выбора; каким кругом (дополнительных) прав или привилегий он может воспользоваться, свободно реализовав свою волю, или какие дополнительные обязанности (правоограничения) претерпеть в связи с заявлением того или иного ходатайства.
С другой, трудно считать обоснованным и, соответственно, достаточно мотивированным ходатайство обвиняемого, к примеру, выраженное в названном протоколе в виде общей формулы: «...положениями ч.
5 ст.
217 УПК воспользоваться желаю» или «...ходатайствую о назначении предварительных слушаний в соответствии с положениями п.
3 ч.
5 ст.
217
УПК»т , ибо как в первой, так и во второй ситуации, ходатайство стороны 392 Среди изученных нами дел нет ни одного материала, где названное правомочие разъяснялось бы потерпевшему или ильм заинтересованным в деле лицам.
Поэтому реализация всего круга указанных правомочий исследуется нами лишь применительно к правам и обязанностям обвиняемого, хотя мы, по-прежнему настаиваем на том, что отдельными из правомочий ч.
5 ст.
217 УПК может (должен) воспользоваться и, равный ему в правовом отношении, потерпевший.
39j См„ к примеру: УД № 34986-П.; УД № 67419-П.; УД № 66658-П.; УД № 66905П.; УД № 32042-Н., где названное ходатайство обвиняемого выражено именно в виде

[стр.,233]

233 только обвиняемая К.
заявила ходатайство о проведении предварительных слушаний по основаниям п.
3 ч.
5 cm.
217 УПК.
В расписке о получении копии обвинительного заключения К.
конкретизировала названное требование ссылкой на п.
2 ч.
2 cm.
229 и п.
1 ч.
2 cm.
237 УПК, указывая на то, что обвинительное заключение составлено с грубым нарушением закона, с неполным перечнем доказательств стороны защиты, что препятствует доказыванию невиновности обвиняемого.
В данной связи она настаивает на проведении предварительных слушаний по делу.
Среди изученных дел имеется ряд материалов, где названное ходатайство обвиняемого (стороны защиты) так и не было конкретизировано к моменту поступления уголовного дела в суд и решению судом (судьей) вопросов, перечисленных в ч.
1 ст.
227 УПК39.
Соответственно, в одних случаях, судьи, не принимая решение о назначении предварительных слушаний, предлагали стороне защиты максимально конкретизировать свое ходатайство в (письменном) заявлении на имя суда397398.
В других, все же принимая решение о назначении указанных слушаний на конкретную дату, принимали меры по уточнению позиции стороны защиты (обвиняемого) в этом вопросе либо непосредственно перед судебным заседанием, или же в ходе подготовительной части предварительных слушаний.
К примеру, объявляя для этого перерыв в подобном заседании и предоставляя обвиняемому (стороне защиты) возможность письменно сформулировать свои (истинные) требования к суду399.
397 См., к примеру: УД № 66658-П.; УД № 66905-П.; УД № 66629-П.
и др.
// Архив Приокского районного суда г.
Н.
Новгорода
за 2004 г.
398См.: Обзор судебной практики по применению ст.
237 УПК РФ за
2003 г.
// Архив Судебной коллегии по уголовным делам Нижегородского областного суда
за 2003 г.
399 Примером использования регламентаций закона, касающихся возможного перерыва в подобном судебном заседании, служит, к примеру, порядок действий суда по УД № 66873-П., где, разъяснив обвиняемому его право на заявление ходатайства об особом порядке судебного разбирательства, суд объявил перерыв в судебном заседании, предоставил ему возможность консультаций с защитником и по их окончании разрешил вопрос о возможности назначения дела к судебному разбирательству в особом порядке (гл.
40 УПК).
// См.: Архив Приокского районного суда г.
Н.
Новгорода за 2004 г.


[стр.,429]

.
.
.
429 предусмотренные нормами ч.
5 cm.
217 УПК, и не смогли адекватно выразить свою волю в этом вопросе.
Фактически, налицо, основание для возвращения уголовного дела прокурору, так как в нарушение норм ч.
1 ст.
11 и ч.
5 ст.
217 УПК следственные органы не обеспечили в должной мере реализацию прав обвиняемых в принципиальных (существенных) моментах процесса.
Несмотря на это, дело назначено к судебному заседанию и рассмотрено в общем порядке.
По уголовному делу № 67368 по обвинению Н., Р.
и X.
в преступлении, предусмотренном п.
«а», ч.
2 ст.
158 УК РФт , по итогам ознакомления с материалами дела стороной защиты заявлено ходатайство об одновременном прекращении уголовного дела по основаниям ст.
25 УПК и ст.
28 УПК.
Названное противоречие устранено только в ходе предварительных слушаний, когда сторона защиты, наконец, определилась, по какому из названных оснований она ходатайствует перед судом о прекращении производства по делу.
Примером указанных нарушений закона и, одновременно, прав обвиняемых может также служить ситуация, при которой ходатайство обвиняемого в протоколе ознакомления с материалами дела, как уже отмечалось, выражено в виде общей формулы: «положениями ч.
5 ст.
217 УПК воспользоваться желаю» или «ходатайствую о назначении предварительных слушаний в соответствии с положениями п.
3 ч.
5 ст.
217 УПК»131,
ибо применительно к названным случаям ходатайство обвиняемого носит настолько общий характер, что не позволяет суду адекватно судить о действительной воле обвиняемого в выборе, предложенных ему законодателем альтернатив; не позволяет правильно определиться в вопросе о730731 730См.: Архив Приокского районного суда г.
Н.
Новгорода
за 2004 г.
731 См.: УД № 34986-П.; УД № 67419-П.; УД № 66658-П.; УД № 66905-П.; УД № 32042-Н., где названное ходатайство обвиняемого выражено именно в виде названных формул.
// Архив Нижегородского и Приокского районного суда г.
Н.
Новгорода
за 2004 г.

[Back]