Проверяемый текст
Юнусов, Ахат Ахнафович; Теория и практика эффективной подготовки уголовного дела к судебному разбирательству (Диссертация, 14 апреля 2006)
[стр. 84]

в нарушение положений норм cm.
198 УПК, обвиняемому не разъяснялись права, не была обеспечена реализация этих прав при производстве экспертизы.
В итоге
обвиняемый был лишен возможности поставить на разрешение экспертов свои вопросы, ходатайствовать о проведении экспертизы в другом экспертномучреждении и т.
п.

(cm.
198 УПК).
В ходе предварительных слушаний (10.09.04 г.) защитник обвиняемого обосновывает
ходатайство.
В ходе его обсуждения суд, вместо того чтобы исследовать процессуальную форму назначения и производства названных экспертиз по правилам ч.
8 cm.
234, ч.
3 cm.
235 УПК, задает вопросы обвиняемому о том, почему он не задавал вопросы экспертам во время предварительного расследования; есть ли у него вопросы к экспертам в настоящее время.
Естественно
обвиняемый (недостаточно ориентируясь в вопросах права) не может пояснить: почему он ранее не задавал вопросы экспертам; почемуу него нет вопросов к экспертам в настоящее время.
Выслушав мнение подсудимого, потерпевшего1и прокурора суд отказывает в удовлетворении названного ходатайства, как необоснованного, и назначает судебное заседание в общем порядке.
Кардинально иное решение, при фактически тех же обстоятельствах дела, принимает Лукояновский районный суд Нижегородской области по
делу № 1-7 по обвинению М.
в преступлении, предусмотренном ст.
318, 319 УК РФ,
где по ходатайству стороны защиты из материалов дела исключено, как недопустимое, заключение судебно-медицинской экспертизы1 2.
Основанием для такого решения послужило то обстоятельство, что постановление о назначении названной экспертизы было вынесено до возбуждения уголовного дела, а обвиняемый был ознакомлен с данным постановлением и (состоявшимся) заключением эксперта только через три месяца после 1Судя по протоколу судебного заседания, потерпевший в заседании отсутствует, тем не менее, суд автоматически ссылается на его мнение в постановлении, вынесенном по итогам слушаний.
Данный момент, как представляется, достаточно свидетельствует о формальном характере действий и решений суда, реализуемых на этом этапе.
2Правда, решение принято, уже, в подготовительной части судебного разбирательства, а не по итогам предварительных слушаний, где это нарушение не выявлено судом.
85
[стр. 286]

заседанию, который впервые предложен законодателем заинтересованным лицам в нормах ч.
8 ст.
234 и ч.
3 ст.
235 УПК.
На правомерность такой постановки вопроса указывает системный анализ целого ряда дел, внесенных в судебное заседание, реализуемое по правилам предварительных слушаний, с целью разрешения вопроса об исключении (отдельных) доказательств по делу.
К примеру, уголовное дело N° 1-234 по обвинению О.
в преступлении, предусмотренном ст.
158 ч.
3 УК РФ .
Обвинительное заключение составлено 21.08.04 г.; утверждено прокурором 26.08.04 г.
При ознакомлении с материалами дела обвиняемый заявил ходатайство о назначении предварительных слушаний в связи с необходилюстью решения вопроса об исключении ряда доказательств.
Дело поступило в суд 30.08.04 г.
Предварительные слушания назначены 01.09.04 г.
Основание нормы ст.
227-229 УПК.
Мотив обвиняемый заявил ходатайство о проведении предварительных слушаний.
09.09.04 г.
защитник обвиняелюго подает в суд письменное ходатайство об исключении следующих доказательств: постановления о назначении двух экспертиз; протоколов ознакомления обвиняемого с постановлением о назначении данных экспертиз; заключений экспертов; протоколов предъявления обвиняемому названных заключений экспертов.
В качестве обоснования данного ходатайства указывается на то, что все названные документы предъявлены обвиняемому в один и тот же день: 05.08.04 г., т.
е., в нарушение положений норм ст.
198 УПК, обвиняемому не разъяснялись права и не была обеспечена реализация этих прав при производстве экспертизы.
В итоге
он был лишен реальной возможности поставить на разрешение экспертов свои вопросы, ходатайствовать о проведении экспертизы в другом экспертном учреждении и т.
п.

(ст.
198 УПК).504 286 504 См.: Архив Приокского районного суда г.
Н.
Новгорода за 2004 г.


[стр.,287]

287 В ходе предварительных слушаний (10.09.04 г.) защитник обвиняемого обосновывает данное ходатайство.
В ходе его обсуждения суд, вместо того чтобы исследовать процессуальную форму назначения и производства названных экспертиз по правилам ч.
8 cm.
234, ч.
3 cm.
235 УПК, задает вопросы обвиняемому о том, почему он не задавал вопросы экспертам во время предварительного расследования; есть ли у него вопросы к экспертам в настоящее время.
Естественно,
в отрыве от процессуальной формы назначения экспертизы (cm.
195-199 УПК), обвиняемый не может пояснить: почему он (ранее) не задавал вопросы экспертам; почему у него нет вопросов к экспертам в настоящее время и т.
п.
Выслушав мнение подсудимого, потерпевшего505 и прокурора506 суд отказывает в удовлетворении названного ходатайства, как необоснованного, и назначает судебное заседание в общем порядке.
Кардинально иное решение, при фактически тех же обстоятельствах дела, принимает Лукояновский районный суд Нижегородской области по
уголовному делу № 1-7 по обвинению М.
в преступлении, предусмотренном ст.
318,319 УК РФ.

Правда, решение принято, уже, в подготовительной части судебного разбирательства (гл.
36 УПК), а нс по итогам предварительных слушаний, но именно по ходатайству стороны защиты из материалов дела исключено, как недопустимое, заключение судебно-медицинской экспертизы.
Основанием для принятия такого решения послужило то обстоятельство, что постановление о назначении названной экспертизы было вынесено еще до .
505 Отметим, судя по протоколу судебного заседания, потерпевший в данном заседании отсутствует, тем не менее, суд автоматически ссылается на его мнение в постановлении, вынесенном по итогам предварительных слушаний.
Представляется, данный момент достаточно свидетельствует о формальном характере действий и решений суда, все еще реализуемым на этом этапе.
506 Прокурор категорически возражает против данного ходатайства стороны защиты, полагая что (все) заключения эксперта, обладают признаками допустимости доказательств.
В качестве основного аргумента прокурора при этом выступает указание на то, что на момент назначения экспертизы О.
не являлся обвиняемым по данному делу, отбывая наказание в УЗ 62/6, а в ИЗ 52/1 (СИЗО) для производства следственных действий этапирован только 23.07.04 г.


[стр.,288]

288 возбуждения уголовного дела, а обвиняемый был ознакомлен с данным постановлением и (состоявшимся) заключением эксперта только через три месяца после ее проведения507.
Суд обоснованно пришел к выводу о том, что тем самым были грубо нарушены права обвиняемого, предоставленные ему нормами ст.
198 УПК, и названное доказательство не соответствует требования ч.
3 ст.
7 УПК.
Поскольку и в первом, и во втором случае приговор вступил в законную силу (и реально исполняется), следует полагать, что практика, пока, считает законным и обоснованным каждый из названных вариантов действий суда, несмотря на кардинальное различие итоговых выводов по исследуемому вопросу.
Таким образом, определяющим моментом в этой ситуации, как показывает исследование, служат не четко определенные требования закона, а профессионализм и внутреннее убеждение того или иного судебного состава о том или ином варианте решений и действий по принципиальным вопросам процесса, субъективно воспринимаемом ими как единственно законном.
Не совсем точно понимаются судом и действительные основания для назначения (и реализации) предварительных слушаний по этому поводу.
В ряде (изученных) случаев они проводятся при отсутствии к тому достаточных юридических и фактических оснований.
Приведем, к примеру, уголовное дело № 66629 по обвинению Т.
в преступлении, предусмотренном ст.
163 ч.
1,163 ч.
2 п.
«в» УК РФ508 Обвинительное заключение составлено 21.05.04 г.; утверждено прокурором 25.05.04 г.
При ознакомлении с материалами дела обвиняемый не выразил желание воспользоваться положениями п.
3 ч.
5 ст.
217 УПК.
В материалах дела, правда, имеется ходатайство на имя следователя об исключении ряда доказательств по делу и прекращении дела по ряду 507 См.: Судебная практика вынесения постановлений о недопустимости доказательств по уголовным делам // Архив канцелярии Судебной коллегии по уголовным делам Нижегородского областного суда за 2004 г.
508См.: Архив Приокского районного суда г.
Н.
Новгорода за 2004 г.

[Back]