5. Представление полученного материала группами. 6. Оценивание презентаций и докладов. На этом этапе учащиеся каждой группы предлагают учителю контрольные вопросы по той проблеме, которую они изучали. Эти вопросы используются на экзамене по завершению курса. К контрольным вопросам учащиеся прилагают ключи-ответы или критерии правильного ответа [311 ; 17-20]. Таким образом, подобное исследование с применением в познавательной деятельности информационных технологий позволяет ученикам самим организовывать процесс обучения с учетом своих собственных интересов и возможностей; осуществлять взаимодействие, что одновременно обеспечивает у обучающихся повышение ответственности за свое обучение и развитие коммуникативных навыков и умений социального взаимодействия. Как видно из приведенных примеров, методы кооперативного обучения различаются по принципу объединения учащихся в группы (например, одинаковых или разных способностей или уровней подготовки); по количеству участников, включенных во взаимодействие (взаимодействие двух человек или несколышх групп), способам поощрения учащихся обучающихся. Очевидно, что каждый метод кооперативного обучения эффективен лишь в ограниченных ситуациях обучения, в рамках которых поставлена определенная цель и используются определенные информационные технологии. Выбор метода в большей степени зависит от уровня подготовленности учеников к творческому использованию новых технических средств, позволяющих создавать новый информационный продукт. Адекватным средством реализации методов кооперативного обучения, по мнению Д. Торбурга, Р. Брасвела и Э. Бейли, являются гипермедиа. Гипермедиа это «объединенная нелинейная знаниевая структура, представляющая информацию различных типов: графическую, звуковую, анимационную и видео» [168], [330]. Другими словами, это система технических средств, позволяющая «преобразовывать большое количество информации разных типов» [239]. При использовании информационной технологии тако114 |
4. А нализируя полученные данные, учащ иеся догонариваю тся о наиболее эффективном способе ее предъявления в классе. Ф ормируется специальный комитет по выработке регламента, куда входят представители каж дой группы. Функция комитета заклю чается в координации процесса презентации полученного материала и выработке рекомендаций по ее осущ ествлению. 5. П редставление полученного материала группами. 6. О ценивание презентаций и докладов. На этом этапе учащ иеся каж дой группы предлагаю т учителю контрольны е вопросы по той проблеме, которую они изучали. Эти вопросы использую тся на экзамене по заверш ению курса. К контрольны м вопросам учащ иеся прилагаю т клю чи-ответы или критерии правильного ответа (397; 17-20). Таким образом, такое исследование с применением в познавательной деятельности информационных технологий позволяет ученикам самим организовы вать процесс обучения с учетом своих собственных интересов и возможностей; осущ ествлять взаимодействие, что, одновременно, обеспечивает у обучаю щ ихся повыш ение ответственности за свое обучение и развитие коммуникативны х навыков и умений социального взаимодействия. Как видно из приведенных примеров, методы кооперативного обучения различаю тся: по принципу, на основе которого объединяю тся группы (например, одинаковых или разных способностей или уровней подготовки); по количеству участников, вклю ченных во взаимодействие (взаимодействие двух человек или нескольких групп), способам поощ рения обучаю щ ихся. О чевидно, что каждый метод кооперативного обучения эффективен лиш ь в ограниченных ситуациях обучения, в рамках которых поставлена определенная цель и использую тся определенны е информационны е технологии. Выбор метода в больш ой степени зависит от уровня подготовленности учеников к творческому использованию новых технических средств, позволяю щ их создавать новый информационный продукт. 109 А декватны м средством реализации методов кооперативного обучения, пс мнению Д эвида Торбурга, Рэя Брасвела и Э.Бейли, являю тся гипермедиа. Гиперч медиа это “объединенная нелинейная зианисвая структура, представляю щ ая им* ф ормацию различных типов: графическую, звуковую анимационную и видео’ (234)» (430) другим и словами это система технических средств, позволяющая “преобразовы вать больш ое количество информации разных типов” (312). При использовании информационной технологии такого вида в своей познавательной деятельности обучаю щ иеся получаю т возмож ность демонстрации высокого уров ня владения предметным материалом, своей неповторимости с помощ ью создан* ных собственных мультимедийных продуктов. Эти продукты синтезирую т в себ< неограниченные возможности аудиовизуальных средств и доступ к безграничном} количеству информации на основе “гипертекста” . Например, глава лаборатории “H um an-C om puter Interaction ЬаЬогаюгу’ХЛаборатория взаимодействия человека i маш ины) Б.Ш найдерман (398), в рамках своего учебного курса предлож ил свои\ студентам создать энциклопедию виртуальных сред. Так как лредполагалоа взаимодействие обучаю щ ихся друг с другом, то Б.Ш найдерман применил мето; кооперативного обучения “Групповое исследование”. Студентам было предложе но 140 статей, которы е нужно было упорядочить по какому-либо принципу. Это' принцип был выработан обучаю щ имися в совместных дискуссиях и бы ло решен< вклю чить в энциклопедию ещ е несколько важных статей. После того как конеч ный продукт был создан и энциклопедия виртуальных сред стала доступной все*' пользователям W eb, оказалось, что этот мультимедийный продукт является важ ным источником информации как для специалистов, так и для лю бителей. Поел» осознания значимости своего информационного продукта студенты выступили ■ новой инициативой создания источника справочного характера, посвящ ен ног* проблемам визуализации O LIV E (O nline Library o f Inform ation Visualization Envi ronm ents) (398), Б.Ш найдерман считает, что если “обучаю щ иеся создаю |