Сделав структуру знаний основой обучения, школа, по мнению Дж. Брунера, может решить важные педагогические и психологические проблемы, ведущие к успеху обучения. Это объясняется тем, что: 1) усвоение основных идей делает предмет более понятным. Знание структуры облегчает классификацию и оценку множества факторов; 2) овладение ведущими идеями способствует усовершенствованию памяти; 3) понимание структуры знания обеспечивает решение важной проблемы переноса знаний [176], [177]. Знание ведущих идей и принципов, а также понимание общей картины помогает установлению связей между различными явлениями, облегчает усвоение последующего учебного материала и решения разнообразных задач. «Понять что-то как специфическое явление общей закономерности (а именно это имеется в виду, когда говорят о понимании общих принципов) значит понять не только это конкретное явление, но и овладеть моделью для понимания других подобных явлений, когда они встретятся» [178; 17]; 4) акцент на усвоение ведущих идей как в начальной, так и в средней школе может сохранить преемственность обучения каждой из них. Таким образом, решение вопроса «чему учить?» Дж. Брунер видит в вооружении учащихся метаязыком (metalanguage) и метанавыками (metaskills) [176; 10]. Этими терминами он обозначает всеобщие универсальные навыки, которые лежат в основе познания внешнего мира, и некий всеобщий язык, которым можно выразить все явления жизни. Метаязык и метанавыки являются необходимыми в условиях быстрых непрекращающихся изменений информационного общества. На наш взгляд, появление и использование программ по развитию метапознавательных стратегий в практике обучения позволило соединить технологизм теории Брунера и личностно-гуманистическую ориентацию А. Маслоу, К. Роджерса, В. Паттерсона и других, сделав соответствующие подходы не взаимоисключающими, а взаимодополняющими концепциями. 31 |
и навыки. То есть, реализация планов индивида полностью зависит от его практической способности эффективно понимать и применять слова, символы, жесты и эмоции для создания, передачи и обработки мыслей с помощью различных средств коммуникации. Как известно, объем значимой для человека информации в современном мире беспрерывно увеличивается. В результате этого возникает противоречие между ростом общечеловеческих знаний и способностью их усвоения индивидом, которое может быть разрешено путем принятия основных организующих идей или структуры знаний. «Структура знания, его связи и следствия, в результате которых одна идея вытекает из другой, составляют главное содержание образования», считают Дж. Ш ваб (394), К. Берман , Л. Куслан, А. Стоун (325) и др. Сделав структуру знаний основой обучения, школа, по мнению Дж. Брунера, может решить важные педагогические и психологические проблемы, ведущие к успеху обучения. Это объясняется тем, что: 1) усвоение основных идей делает предмет более понятным. Знание структуры облегчает классификацию и оценку множества факторов; 2) овладение ведущими идеями способствует усовершенствованию памяти; 3) понимание структуры знания обеспечивает решение важной проблемы переноса знаний (242), (243). Знание ведущих идей и принципов, а также понимание общей картины помогает установлению связей между различными явлениями, облегчает усвоение последующего учебного материала и решение разнообразных задач. «Понять чтото как специфическое явление общей закономерности (а именно это имеется в виду, когда говорят о понимании общих принципов) значит понять не только э го конкретное явление, но и овладеть моделью для понимания других подобных явлений, когда они встретятся» (242; 25); 4) акцент на усвоение ведущих идей как в начальной, так и в средней школе по может сохранить преемственность обучения каждой их них. Таким образом, решение вопроса «чему учить?» Дж. Брунер видит в вооружении учащихся метаязыком (metalanguage) и метанавыками (metaskills) (242; 13). Этими терминами он обозначает всеобщие универсальные навыки, которые лежат в основе познания внешнего мира, и некий всеобщий язык, которым можно выразить все явления жизни. М етаязык и метана выки являются необходимыми в условиях быстрых и непрекращающихся изменений информационного общества. На наш взгляд, появление и использование программ по развитию метапознавательных стратегий в практике обучения позволило соединить технологизм теории Брунера и личностно-гуманистическую ориентацию А. Маслоу, К. Роджерса, В. Паттерсона и др., сделав соответствующие подходы не взаимоисключающими, а взаимодополняющими концепциями. По мнению ряда педагогов (Дж. Брунера, Дж. Зухмана, Дж. Ш ваба и др.), центральное место в обучении должна занимать активная исследовательская деятельность учащихся. В этом плане широкое распространение в дидактике США получил тезис Д. Брунера об обучении как подведению ребенка к «собственному открытию» (240). Как указывается в исследованиях, посвященных анализу данной концепции, сторонники Д. Брунера выступали против такого обучения, которое делает акцент на механическом усвоении информации (211), (214). Обучать, по их мнению, какой-либо дисциплине, это не значит запоминать результат чьей-то интеллектуальной деятельности (55). Если школа ставит своей задачей развить у учащегося понимание основных идей науки и сформировать основные навыки познавательной деятельности, то нужно, чтобы ученик активно участвовал в процессе, который приводит к знаниям. Основатель гуманистического направления в психологопедагогической теории Америки К. Роджерс считает, что предмет преподается не |