виш. Если ответ оказывался правильным, машина выдавала следующую серию вопросов и ответов. При неверном ответе обучающая машина указывала на допущенные ошибки. Параллельно в машине давалось развернутое описание ответов ученика на каждый вопрос [147; 12]. Этими же характеристиками обладают и современные информационные технологии и обучения, хотя в начале X X века исследованиям Л. Пресса не предавали особого значения. Его идеи получили дальнейшую разработку при использовании обучающих машин для подготовки высококвалифицированных специалистов во время второй мировой войны, а термин «учебные медиа» был заменен на понятие «информационная технология» [303]. После этого, по утверждению Дж, Флетчера и П. Сэтлера, данное понятие еще 10 лет связывалось главным образом с военно-промышленным комплексом. В этот период (40-е начало 50-х гг.) информационная технология связывалась только с «накоплением, обработкой и представлением информацией электронным образом» [303]. При этом обучающие возможности информационной технологии исследователями данного периода не рассматривались. Главный акцент делался на чисто технических сторонах обработки и передачи информации, а использование обучающих машин в практике американской школы носило преимущественно фрагментарный характер и не было в достаточной степени осмыслено и научно обосновано. К концу 40-х годов в психолого-педагогической науке США наметился интерес к проведению исследований, направленных на разработку концептуальных основ информатизации учебного процесса и изучения особенностей взаимодействия человека и машины (Б. Скиннер, А. Борк, Б. Рубен, Р. Козьма и другие). По мнению известных специалистов в области образовательных технологий П. Сэтлера, Р. Флетчера, М. Сэдлока, Р. Хейвлока, Р. Черча и других, наибольшее влияние на формирование концепций информатизации образовательного процесса в средней школе США оказали бихевиористская и когнитивистекая теории. Впервые основные принципы научения в рамках бихевиористского подхода, определявшееся ценностями технократического педагогического соз37 |
Согласно Сидни Л. Прессеи, для обучающих машин характерны следующие особенности: обучающие машины действуют в рамках определенной программы (алгоритма). Первоначально на дисплее машины появляется вопрос или « проблема, на который ученик должен дать "открытый" ответ путем его написания или нажатия кнопки. При обратной связи обучающие машины информируют о правильности ответа с указанием допущенных ошибок. Параллельно в машине дается развернутое описание ответов ученика на данный вопрос. (211;15). Этими же характеристиками обладают и современные информационные технологии обучения, хотя в начале века исследованиям С.Л. Прсссси не придавали особого значения. Его идеи получили дальнейшую разработку при использовании обучающих машин для подготовки высококвалифицированных специалистов во время второй мировой войны, а термин «учебные медиа» был заменен на понятие «информационная технология» (388). После этого еще десять лет, по утверждению Дж. Флетчера, П. Сэтлера, данное понятие связывалось главным образом с военно-промышленным комплексом. В этот период (начало 40-х начало 50-х гг.) информационная технология связывалась только с «накоплением, обработкой и представлением информации электронным образом» (388;454). При этом обучающие возможности информационной технологии исследователями данного периода не рассматривались. Главный акцепт делался на чисто технических сторонах обработки и передачи информации, а использование обучающих машин в практике американской школы носило преимущественно фрагментарный характер и не было, в достаточной степени теоретически осмыслено и обосновано. К концу 40-х годов в психолого-педагогической науке СШ А наметился интерес к проведению исследований, направленных на разработку концептуальных основ технологизации образовательного процесса и изучения особенностей взаимо» действия человека и машины (Б.Ф. Скиннер, А. Борк, Б. Рубен, Р. Козьма и др.). По мнению известных специалистов в области технологий обучения I I Сэтлера, Р. |