Проверяемый текст
Скрябина, Ольга Юрьевна; Информационные технологии обучения в современном образовании США (Диссертация 2000)
[стр. 50]

реагирующим на внешние раздражители [241]...Люди ведут себя так же, как и ученые, делающие выводы на основе прошлого опыта и строящие предположения о будущем» [241].
Согласно его точке зрения, каждый человек, подобно ученому, выдвигает рабочие гипотезы о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть и контролировать события жизни.
То есть, все люди
учёные в том смысле, что они формируют гипотезы и следят за тем, подтверждаются они или нет, вовлекая в процесс познания те же психические процессы, что и учёный входе научного поиска [241], [251].
По мнению Дж.
Келли, человек перед лицом новой или
определенной ситуацией проходит цикл: «ориентировка выбор —исполнение» [131; 163].
Этот цикл заключается в последовательности обдумывания возможных конструктов,
то есть «идей или мыслей, которые человек использует, чтобы осознать или интерпретировать свой опыт» [131; 163] и выбора того из них, который окажется лучшим для интерпретации ситуации.
При этом в ориентировочной Фазе человек намеренно обдумывает различные возможности, которые могут иметь место, что, с точки зрения Д.
Келли «аналогично рассмотрению вопроса
всех сторон» [241].
В фазе выбора исполнитель решает, какие преимущественные гипотезы наиболее уместно использовать.
А во время фазы исполнения выбирает направление действий и сопровождающее его поведение.
Следовательно, в теории Д.
Келли окружение не обладает тем абсолютным могуществом, как в теории, Б.
Скиннера, то есть система Д.
Келли рассматривает человека как познающего и рационального субъекта, который активно анализирует,
оценивает и интерпретирует окружение, а не формируется под его влиянием и не реагирует на него пассивно.
Для Д.
Келли человек не контролируется настоящими событиями, как предполагает Б.

Скиннер, а контролирует события в зависимости от поставленных вопросов и найденных ответов.
При таком подходе изменяется роль информационных технологий в обучении, которые рассматриваются как «квинтэссенция тех способов и
про50
[стр. 52]

стулат о том, что человек является «ученым, исследователем, стремящ имся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переж иваний, для того, чтобы эффективно взаимодействовать с ним» (191; 4 3 1).
Д ж ордж Келли был одним из первых, кто придал особое значение когнитивным процессам как основной черте функционирования человека.
При этом он настаивал, что личность не может бы ть «пассивным организмом, реагирующ им иа внеш ние раздражители» (314)...
«лю ди ведут себя так же, как ученые, делаю щ ие выводы на основе прош лого опы та и строящ ие предполож ения о будущ ем»(314).
Согласно его точке зрения, каждый человек, подобно ученому, выдвигает рабочие гипотезы о реальности, с помощ ью которых он пытается предвидеть и контролировать события жизни.
То есть все лю ди
ученые в том смысле, что они формулирую т гипотезы и следят за тем, подтверж даю тся они или нет, вовлекая в процесс познания те ж е психические процессы, что и ученый в ходе научного поиска (314), (315), (386).
По мнению Д.
Келли, человек перед лицом новой или
неопределенной ситуации проходит цикл: «ориентировка -вы б о р исполнение» (191;448).
Э тот цикл заклю чается в последовательности обдумывания возможных конструктов,
т.е.
«идей или мыслей, которые человек использует, чтобы осознать или интерпретировать свой опы т»
(191;438) и выбора того из них, который окаж ется лучш им для интерпретации ситуации.
П ри этом в ориентировочной фазе человек намеренно обдумывает различные возможности, которы е могут иметь место, что, с точки зрения Д.
Келли, «аналогично рассмотрению вопроса
со всех сторон» (314).
В ф азе выбора исполнитель реш ает, какие преимущ ественные гипотезы наиболее уместно использовать.
А во время фазы исполнения выбирает направление действий и сопровож даю щ ее его поведение.
Следовательно, в теории Д.
Келли окруж ение не обладает тем абсолю тным могущ еством, как в теории Б.Ф.
Скиннера, то есть система Д.
Келли рассматривает человека как познаю щ его и рационального субъекта, который активно анализи


[стр.,53]

рует, оценивает и интерпретирует окружение, а не формируется под его влиянием и не реагирует на него пассивно.
Для Д.
Келли человек не контролируется настоящ ими событиями, как предполагает Б.

Ф.
Скиннер, а контролирует события в зависимости от поставленных вопросов и найденных ответов.
П ри таком подходе изменяется роль информационных технологий в обучении, которые рассматриваются как «квинтэссенция тех способов и
процедур, с помощ ью которых каждый из нас вы двигает новые идеи о мире» (191;436 ), а такж е намечается качественный сдвиг в определении понятия «информационная технология».
В частности, под информационной технологией обучения понимается «совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучаю щ ей деятельности» (206).
Важнейш ей тенденцией в дидактических поисках того периода, на наш взгляд, является вклю чение личностно-эмоциональной сферы в технологическое обучение.
Поэтому сделанный американским психологом Т.Б.
Роджерсом вывод о том, что «отнесение к себе это мощ ная методическая переменная» (163Д 65), вызвал интерес к созданию специальной обучаю щ ей среды, ориентирую щ ей на «осмысленное и самодеятельное использование информационных технологий в собственной деятельности» (235;79).
При этом информационные технологии выступаю т в качестве инструментов познания.
Видные исследователи этой проблемы Д.
Д ж онассен, П.
Нортон, С.
Ратц, Дж.
Селф, X.
Саймон и др.
вместо того, чтобы использовать компью терные технологии для сведения « процесса обучения к взаимодействию учащ ихся с компью тером, запрограммированным разработчиком обучаю щ ей системой или учителя, предлагаю т передать эти взаимодействия учащ ихся с компьютером в ведение самих обучаемых, так как это, по их м нению , позволит обучаю щ имся самостоятельно представить и выразить свои знания (54), (357), (369), (395), (403), (424).
Учащ иеся долж ны использовать компью терны е и другие информационные технологии в качестве инструментов познания, для анализа мира, интерпретации и организации своих собственных

[Back]