2) в экзистенциальной философии, а затем и в гуманистически направленной психологии оспаривалось основное представление мира, независимое от человека, живущего своей естественной жизнью [41]. Это представление задавало картину мира для естественных наук, а также для сциентически ориентированной психологической мысли (прежде всего, бихевиористской). В философии экзистенциализма, а затем и в гуманистически направленной психологии специфический образ бытия человека не просто попадает в фокус философского внимания, но и точка зрения самого человека становится единственно возможной точкой отсчета в мироистолковании. Картина мира должна быть обрисована так, как мир представлен человеком, то есть как «феномен сознания» (Э. Фромм) и «жизненный мир»[265]. Мир личности это структура значимых отношений, в которых существует человек и внутри которых он действует. События, как прошлые, так и настоящие, по мнению теоретиков-гуманистов, существуют в мире постольку, поскольку человек относится к ним, осознает их и строит [261],[262], [299]. 3) экзистенциализм систематизировал ряд сущностных характеристик современного ему образа, таких, как представление о человеческом бытии как о веере возможностей, а о самом человеке как о «некотором проекте», который осуществляется в результате совершаемых человеком выборов [24!]; представление об обреченности человека в каждый момент жизни созидать свое собственное существование вплоть до важнейших деталей [263], [299]. Важным также в экзистенциализме является и различие неподлинного и подлинного существования человека. Неподлинное существование такое, в котором личность теряет свою способность к осознанию, рефлексии, свободе и т.д. Подлинное существование личности это осознанное существование, открытое выбору и принятию решения. Обеспокоенные проблемами отчуждения человека, деперсонализацией личности, разобщенности с окружающим миром, сторонники гуманизма ви74 |
некоторой абсолю тной точки зрения и с этой позиции как бы извне обозре» ваю щ его и свои состояния и внеш нее ему бытие» (48). То есть такой подход означает нахождение всех источников ценностей вне индивида; 2) в экзистенциальной философии, а затем и в гуманистически направленной психологии оспаривалось основное представление мира, независимое от человека и человечества, ж ивущ его своей естественной ж изнью (48). Это представление задавало картину м ира для естественных наук, а такж е для сциентистски ориентированной психологической мысли (прежде всего, бихевиористской). В философии экзистенциализма, а затем и в гуманистической традиции в психологии человека, его специфический образ бытия не просто попадает в фокус философского внимания, но и точка зрения самого человека становится единственно возможной точкой отсчета в мироистолковании. Картина м ира долж на быть обрисована так, как мир представлен человеком, то есть как «феномен сознания» (Э. Ф ромм) и «ж изненный мир» (338). М ир личности это структура значимых отнош ений, в которых сущ ествует человек и внутри которых он действует, Собы тия, как прош лые, так и настоящ ие, по мнению теоретиков гуманистической ориентации, сущ ествую т в мире постольку, поскольку человек относится к ним, осознает их, строит (334), (335), (377). 3) экзистенциализм систематизировал ряд сущ ностных характеристик современного ему образа человека, таких, как представление о человеческом бытии как веере возможностей, а о самом человеке как «некотором проекте», который осущ ествляется в результате соверш аемых человеком вы боров (314); представление об обреченности человека в каждый момент жизни созидать свое собственное сущ ествование вплоть до важнейш их деталей (336), (377). Важным с точки зрения фундирования философских представлений в психологической традиции является и различение в экзистенциализме неподлинного и подлинного сущ ествования человека. Н еподлинное сущ ествование такое, в ко тором личность теряет свою способность к осознанию , рефлексии, свободе и т.д. П одлинное сущ ествование личности — это осознанное сущ ествование, открытое вы бору и принятию реш ения. О беспокоенны е проблемами отчуж дения человека, деперсонализацией чеч ловеческой личности, разобщ енности с окруж аю щ им миром, сторонники гуманистической ориентации видят пути их реш ения в реализации экзистенциалистского принципа самоактуализации личности, А мериканский психолог А. М аслоу писал, что «гуманистической целью образования является «самоактуализация» человека, его становление» (335; 10). А. М аслоу охарактеризовал «самоактуализацию » как желание человека стать тем, кем он м ож ет стать, то есть, согласно его точке зрения, «самоактуализация» предполагает «полное использование человеком своих талантов, способностей, возможностей и т.п.» (191;409). Следовательно, самоактуализироваться значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь верш ины наш его потенци&та. Реализация человеком потребности в самоактуализации требует откры тости новым идеям и опыту, а такж е наличия мотивов роста (334), которы е долж ны обогатить и расш ирить жизненный опыт, «увеличит напряжение посредством нового, волную щ его и разнообразного опыта» (!91;497). При этом А. М аслоу твердо верит, что поведение человека обусловлено внутренними факторами, утверждая, что «будущ ее человека находится внутри его, и оно в данный конкретный момент динамически активно» (336;52-60). Такой подход расходится с взглядами представителей бихевиористского направления, которые высоко ценят концепции, отражаю щ ие взаимосвязи типа "стимул ответ" или "поведение окруж аю щ ая среда" и придерживаю тся мнения о том, что «не суть важно, что происходит внутри тела человека; ... независимо о т этого мы сможем объяснить его поведение» (410). s Х отя А. М аслоу признавал важную роль интрапсихических процессов, он не обращ ался к основному вопросу бы тия человека в условиях информационного |