редать другим. Эта информация хранится в нас практически без изменения. Знание же, как утверждают Дж. Аппс [149] и К. Роджерс [298], подразумевает определенные действия над информацией (то есть нам необходимо ее переработать: соотнести с уже имеющейся информацией и личностным опытом, включить в систему моральных ценностей). Американский психолог Д. Розак показывает разницу между «идеями» и «информацией» и те взаимоотношения, в которые они вступают [140], [298], [301], [303]. По его мнению, «информация даже если она передается со скоростью света остается потоком разрозненных фактов (иногда полезных, иногда незначительных) и никогда не является мыслью... Идеи это интегрированные системы, удовлетворяющие потребностям человеческого разума при ответе на вопросы: что под этим подразумевается? зачем это?» [149;24]. Участникам учебного процесса с использованием информационных технологий необходимо принять во внимание, что количество полученной информации не может влиять на качество протекания мыслительных процессов вести к появлению новых идей [219], [246]. Более того, Д. Розак подчеркивает, что «человеческий ум оперирует идеями, а не информацией. Информация может проиллюстрировать идею; она может способствовать проверке идей, но информация сама по себе не создает идей, не обосновывает и не опровергает их. Идея может генерализироваться и быть пересмотрена или заменена другой идеей, а не информацией»[301]. Таким образом, в условиях научно-технической революции и повышения требований к общеобразовательной подготовке выпускников средней школы [140], [232] возрос интерес сторонников гуманистического подхода к обеспечению умственного развития учащихся. По мнению 3. А. Мальковой, «учебный процесс, ориентированный на развитие ума ученика, включает в себя четыре ведущих и взаимосвязанных элемента: получение и понимание знаний, являющихся основой для построения новых умственных конструктов; открытие нового знания путем самостоятельной деятельности учащихся; расширение границ полученного знания путем его применения в новых уело84 |
(133). Дальнейшее развитие аппаратных и программных средств обучения вместе с ростом психолого-педагогических знаний о личности позволило поставить вопрос о персонифицированном управлении индивидуальной познавательной деятельностью. Дж. Аппс, рассматривающий гуманизированные формы обучения в условиях постиндустриального общества, понимал под познавательным процессом «интеграцию новой информации с опытом, мыслями, идеями и ценностями личности, получающей эту инфор.мацию» (212; 15). То есть, согласно точке зрения представителей гуманистически ориентированного направления в американской психолоV го-педагогической теории 70-х 80-х гг. (К. Роджерса; Дж. Аппса; А. Маслоу, Г. Киршенбаума, Б. Джойса и др.), «познать что-то, значит вступить с этим в личностное взаимодействие. Познание это личностный акт, предполагающий личностную вовлеченность в этот процесс» (212; 15). Такой подход предусматривает отличие между аккумулированной информацией и знанием. С помощью тех или иных способов мы перерабатываем разрозненные факты информации, часто можем ес воспроизвести и передать другим. Эта информация хранится в нас практически без изменения. Знание же, как утверждают Дж. Аппс (212) и К. Роджерс (383), подразумевает определенные действия над информацией (то есть нам необходимо ее переработать: соотнести с уже имеющейся информацией и личностным опытом, включить в систему моральных ценностей). Д. Розак, американский психолог, побуждает нас видеть разницу между «идеями» и «информацией» и те взаимоотношения, в которые они вступают (212), (383), (385), (388). Согласно его точке зрения, «информация даже если она передается со скоростью света остается потоком разрозненных фактов (иногда полезных, иногда незначительных) и никогда не является мыслью... Идеи это интегрированные системы, удовлетворяющие потребностям человеческого разума при ответе на вопросы: что под этим подразумевается? Зачем это?” (212;24) Участники процесса обучения с использованием информационных технологий должны учитывать, что количество полученной информации не может влиять на качество протекания мыслительных процессов и вести к появлению новых идей (287), (320). Более того, Д. Розак подчеркивает, что «человеческий ум оперирует идеями, а не информацией. Информация может проиллюстрировать идею; она может способствовать проверке идей, но информация сама по себе не создает идей, не обосновывает и не опровергает их. Идея может генерализоваться и быть пересмотрена или заменена другой идеей, а не информацией» (385). Таким образом, в условиях научно-технической революции и повышения требовательности к общеобразовательной подготовке выпускников средней школы (204), (304) возрос интерес сторонников гуманистического направления к обеспечению умственного развития учащихся. З.Л. М алькова считает, что "учебный процесс, ориентированный на развитие ума ученика, включает в себя четыре ведущих и взаимосвязанных элемента; получение и понимание знаний, являющихся основой для построения новых умственных конструктов: открытие нового знания путем самостоятельной деятельности учащихся, расширение границ п о л у чениого знания путем его применения в новых условиях; изобретение, предполагающее решение учащимися проблемы со многими альтернативными ответами” (106; 104). То есть, мышление ученика рассматривается гуманистически направленной теорией как его активное взаимодействие с получаемыми им данными. Следовательно, интеллектуальные операции не передаются от учителя напрямую к ученикам, а формируются, вырастая из их собственного познавательного опыта. Такой подход к обучению потребовал радикального обновления методов и средств обучения, владения учителем разнообразными технологиями, выступающими как средства развития личности. Поэтому к начаяу 80-х годов текущего столетия в психолого-педагогической литературе СШ А наметилась тенденция совмещения тсхнологизма бихевиористов и когнитивистоа и гуманистической ориентации |