случае ошибки на верный путь и предлагая затем следующую задачу, в процессе чего при выполнении соответствующих упражнений формируются и углубляются необходимые знания, умения и навыки учащихся; 2) наставнических программ (Tutorial Computer Assisted Instruction), рассчитанных на усвоение учащимися той или иной темы посредством показа серии тщательно подготовленных кадров (frames). Характер обучения при этом подобен обучению с помощью программированных текстов, когда содержание материала и деятельности ученика по его усвоению разбивается на ряд последовательных шагов. Содержание каждого шага учащиеся видят на экране дисплея, после чего их просят дать ответ, от которого зависит содержание следующего кадра, и т.д. Темп обучения зависит от индивидуальных возможностей учащегося, таким образом с помощью данных программ достигается дифференцированный подход к обучению; 3) программ проблемного обучения (Computer Managed Instruction), в ходе которых осуществляется тестирование обучаемого, и лишь после этого ему предъявляется тот или иной материал, наиболее полно соответствующий уровню предшествующей подготовки учащегося. При этом ответы учащихся записываются и хранятся в памяти компьютера, что позволяет преподавателю следить за успехами каждого учащегося в отдельности и группы в целом, выявлять возникающие трудности и своевременно вносить необходимую коррекцию в учебный процесс; 4) имитационных и моделирующих программ (simulations), способствующих развитию у учащихся проблемного мышления; 5) обучающих видеоигр (instructional games), позволяющих осуществить развивающее обучение, обеспечивая развитие коммуникативных навыков, кооперативных умений и повышение мотивации учения; 93 |
4) имитационных и моделирующих программ (simulations), способствующих развитию проблемного мышления; 5) компьютерных игр (instructional CAI games), позволяющих осуществить обучение, обеспечивая развитие коммуникативных назыков, кооперативных умений и повышение мотивации учения; 6) смешанных программ (Hybrid designs), созданных для усиления потенциала компьютерных технологий; 7) «разумных наполнителей» (intelligence extender). Данный класс информационных средств обучения развился в 90-е гг. и является преобладающим в практике американского образования (284), (291), (361). Эти компьютерные технологии позволяют быстро манипулировать текстом, графическим и звуковым изображением, предоставив пользователю доступ к информации таким образом, при котором исследование осуществляется исходя из уровня владения данным вопросом самим пользователем (205), (239), (289). Вышеозначенная классификация рассматривает компьютерные технологии с дидактической точки зрения. Однако отсутствие в психолого-педагогической науке США гуманистически ориентированных классификаций информационных технологий и появление новых технических средств, неподходящих ни под одну типологию, но имеющих большой обучающий потенциал, привело к разработке этой проблемы в 90-ые гг. Представители гуманистического направления в американской дидактике Б.Брюс и Дж. Левин положили в основу своей классификации фундаментальные положения теории обучения Д. Дьюи. Они считают, что такой подход к обучению и применению информационных технологий преодолевает "ограниченность уже существующих типологий этих технических средств и утверждает пра« во личности на развитие" (239). Совокупность всех информационных технологий в обучении позволяет расширить опыт обучения, усилить активность обучающихся и создать "принципиально новые условия для личностного развития”, то есть |