выбор националистических лидеров. Именно националистическая риторика торжествовала в 1990-е гт. и торжествует до сих пор на всем постсоветском пространстве, включая и Россию. Таким образом, всплеск радикального национализма, убийств на национальной, расовой и конфессиональной почве в различных городах России является побочным и неожиданным явлением для идеологов "возрождения России”. Радикальные проявления "русской идеи" являются закономерным следствием националистической риторики политиков, управленцев и политических партий России последнего десятилетия на фоне игнорирования и нерешенности насущных проблем общества, столкнувшегося с кардинальными изменениями экономических, социальных, политических и идеологических основ своего бытования. Преодоление кризиса российской идентичности требует от властной элиты предложения российскому обществу общенационального проекта, определяющего вектор движения государства и общества в целом, на базе консенсуса, учета в рамках данного проекта процессов глобализации и перехода к информационному обществу (проект не должен противоречить направлению развития этих процессов, а вот использовать их может и должен) и формирования общенациональной стратегии достижения целей указанных в проекте и деятельное начало реализации этой стратегии Сегодня Санкт-Петербург как важнейший субъект Российской Федерации, способен сплотить вокруг себя не только национальные автономии, диаспоры и общества, но и стать центром научной мысли в сфере межнациональных отношений, в области исследований истоков этнического своеобразия регионов России, проблем становления и развития российской гражданской общности. Все основания, которые приводятся в научных исследованиях для объяснения причин активизации националистических проявлений в российских регионах, в том числе и в Санкт-Петербурге, можно разделить на три группы: экономические, бытовые и идеологические. 174 |
121 ние, а напротив сформировал устойчивые установки, препятствующие практической толерантности. В-третьих, распад СССР способствовал выявлению скрытого доминирования русской этнической, а достаточно быстро и конфессиональной составляющей, приближенной к власти, несмотря на заявления высших лиц Российской Федерации о многоконфессиональном характере российского общества. Если в СССР русские при всей своей близости к центру власти, распределения ресурсов и богатств страны должны были не выпячивать свою великоросскость, то знаменитое ельцинское «россияне» достаточно точно указывало на наличие титульной и преобладающей нации, которая теперь могла восстанавливать утраченные позиции и уже сознательно стремилась к поиску «потерянной родины» и идентичности. Фактически создание РФ является таким же национальным проектом, как и формирование национальных государств на развалинах других советских республик, и в нем активное участие принимали большинство партий. Политический мобилизующий национализм стал правящей идеологией во многих странах переходного периода от социализма к либерализму и демократии, и Россия не является исключением. Строительство российской нации происходит в полном соответствии с законами этого процесса – через переписывание истории страны, подчеркивание жертвенности нации, в поисках подвигов и оснований для величия, формирования национальной идеи, которая бы объединила и сплотила разрозненных жителей и потребителей большой страны через осознание «национальных интересов», угроз «национальной безопасности», в национальных проектах, в противопоставлении «остальному миру». Однако кроме мобилизации избирателей и граждан страны на поддержание общенационального единства, политический этнонационализм опасен тем, что плохо контролируется, а также имеет массу осложнений для многонационального и открытого общества. Националистическая мобилизация в период демократического перехода нередко приводила к легитимации насилия против представителей других наций и этносов, легитимации именно на уровне общественного мнения, подкрепляющего выбор националистических лидеров. Именно националистическая риторика торжествовала в 1990-е гг. и торжествует до сих пор на всем постсоветском пространстве, включая и Россию. Таким образом, всплеск радикального национализма, убийств на национальной, расовой и конфессиональной почве в различных городах России является побочным и неожиданным явлением для идеологов «возрождения России». Однако радикальные проявления «русской 122 идеи» являются закономерным следствием националистической риторики политиков, управленцев и политических партий России последнего десятилетия на фоне игнорирования и нерешенности насущных проблем общества, столкнувшегося с кардинальными изменениями экономических, социальных, политических и идеологических основ своего бытования. Литература 1. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997. 2. Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования) / Под ред. Е.И. Степанова. М., 1999. 3. Тишков В.А. Реквием по этносу. Исследования по социальнокультурной антропологии. М., 2003. 4. Snyder J. From Voting to Violence: Democratization and Nationalist Conflict. N.Y., L., 2000. Г.П. Зырянов, М.М. Волобуева Деятельность Администрации Алтайского края по профилактике и предупреждению конфликтов в этноконфессиональной среде Уважаемые участники конференции! Позвольте приветствовать вас от имени Администрации Алтайского края4 . По решению главы Администрации края А.Б. Карлина, который одним из основных приоритетов деятельности краевой Администрации назвал внимательную работу с людьми, было создано управление, в чьи полномочия вошло взаимодействие с населением, со всеми общественными силами и политическими структурами. Именно данное управление в структуре Администрации края осуществляет взаимодействие с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями. Тема данной конференции затрагивает тот спектр работы управления, который отражает взаимодействие с религиозными и национальными сообществами. Наша конференция, посвященная изучению проблем возникновения этноконфессиональных конфликтов как вызовов современному обществу, началась в то время, когда в Москве проходит Всемирный саммит религий, организованный по инициативе Русской православной церкви и под руководством Министерства иностранных дел РФ. В Москву съехались более 150 делегаций руководителей самых раз4 Доклад был прочитан на пленарном заседании начальником управления Администрации Алтайского края по работе с обращениями граждан и общественными объединениями Г.П. Зыряновым. |