Идеологический фактор представляется нам наиболее важным. Идеологические причины роста национализма и ксенофобии усматриваются в глобальном унижении русской нации и России в целом, которая, будучи Советским Союзом, играта одну из ведущих ролей на мировой арене. Развал страны поставил именно русскую нацию в двусмысленное положение. Она привыкла к своей "ведущей" роли среди остальных наций и народностей. Но сегодня, несмотря на многочисленность русской нации, её роль "большого брата" стала очень и очень спорной. В тексте работы мы подробно останавливались на кризисе идентичности в современной России. Если разделять эти позиции, то становятся попятными и способы борьбы с этим явлением. Однако, в отличие от некоторых специалистов по мониторингу' этнополитических процессов, автору представляется не очень эффективным предлагаемый ими вариант борьбы с национализмом и ксенофобией. Н.А.Романович, например, считает, что наиболее эффективным методом борьбы в данном случае будет продолжительная, хорошо спланированная и продуманная идеологическая кампания, направленная против ксенофобии и крайнего национализма159. В действительности речь должна идти о более сложном наборе методов и технологий. К числу факторов, отрицательным образом влияющих на реальную национальную политику в современном Санкт-Петербурге, па наш взгляд, отсутствие систематического мониторинга этнополитических отношений; отсутствие современных научно-аналитических разработок; отсутствие Концепции национальной политики; отсутствие органа управления, координирующего управление национальными отношениями. Очевидно, что вес эти и подобные им проблемы требуют более эффективного использования интеллектуального потенциала Петербурга. Опыт создания Программы «Толерантность» и попытки разработок 159 См. Романович Н.А. Ксенофобия как следствие кризиса идентичности Экспертные оценки социально-политической ситуации в Воронеже. // Власть, граждане и СМИ. М., 2005. С. 42, 103, 150. Региональная пресса как потенциальный источник этнических конфликтов. В сборнике тезисов VI Конгресса этнографов и антропологов России. СПб, 2005. С.496. 175 |
180 • 30 января в центре Воронежа два хулигана избили 23-летнего студента Воронежской государственной строительной академии – подданного Гвинеи-Бисау Антониу Гомиши. Активность в регионе движений националистического толка стимулируется латентным сочувствием общества к подобным движениям. Это сочувствие проникает во все слои общества, «заражает» власти, правоохранительные органы и СМИ. На вопрос: «Как Вы считаете, есть ли основания у русских не любить представителей других национальностей»? – 45% горожан ответили «да». Некоторые респонденты при ответе на вопрос о мотивах нападения на иностранцев, участившихся в российских городах, говорили, что последние в этом «сами виноваты». Они ссылались на «непристойное поведение иностранцев в РФ. Вообще, по мнению аналитиков, все основания, которые приводятся в подобных случаях для объяснения нелюбви русских к представителям других национальностей, можно разделить на три группы: экономические, бытовые и идеологические. Экономические – сторонники этого объяснения указывают на низкий уровень материального достатка жителей региона на сегодняшний день. А представители других национальностей, зачастую приезжие, якобы отбирают у коренных жителей работу, кусок хлеба и крышу над головой. В оправдание своей неприязни респонденты часто говорят о дерзости и даже наглости представителей других национальностей по отношению к русскому населению, о случаях обмана, о криминальных занятиях и незаконном заработке и обогащении за счет все увеличивающейся бедности коренного населения. И, как следствие: «наши девушки уходят к иностранцам, так как у тех много денег» и т.д. Бытовые – сторонники этих взглядов утверждают, что в случаях избиения иностранцев молодыми людьми нет никакой идеологической подоплеки. Вспоминают, что ещё в царское и советское время «двор ходил на двор», а молодежь все время сбивается в определенные группировки просто потому, что «кровь молодая бродит» и ищет выхода. Бороться с этим бессмысленно, утверждают носители этой точки зрения, потому что это явление было, есть и будет. Случаи нападения на иностранцев они рассматривают как хулиганство со стороны малокультурной и необразованной молодежи. Иделогические причины усматриваются в глобальном унижении русской нации и России в целом, которая, будучи Советским Союзом, играла одну из ведущих ролей на мировой арене. Развал страны поставил именно русскую нацию в двусмысленное положение. Она привыкла к своей «ведущей» роли среди остальных наций и народностей. Но сегодня, несмотря на многочисленность русской нации, её роль 181 «большого брата» стала очень и очень спорной. Известные российские социологи (в частности, Ю. Левада) назвали это явление «кризисом идентичности». Этот кризис подразумевает яростную защиту своей идентичности параллельно с её поиском. Обычно в поисках причин своего унижения человек редко обращает взор на себя, чаще всего он ищет и успешно находит внешнего «врага», который и представляется ему виноватым во всем. Поэтому молодежь, наиболее остро переживающая кризис идентичности, набрасывается на иностранцев, начинает с ними бороться не на жизнь, а на смерть, считая, что таким образом можно восстановить справедливость. Подобная идеология является характерной для экстремистских молодежных движений (например, скинхедов). Применительно к воронежской ситуации, связанной с избиением иностранных студентов, первая причина – экономическая – не работает, так как иностранные студенты ни у кого не отнимают кусок хлеба, а, напротив, приносят городу немалый доход в качестве платы за обучение. Поэтому, устраняя экономическую причину, т.е. поднимая материальный уровень жизни населения Воронежа, прекратить нападения на иностранных студентов вряд ли будет возможно. Вторая причина – бытовая – имеет место, если говорить о воронежской ситуации, поскольку ксенофобия наивысшего своего накала достигает именно в молодежной среде и воплощается в конкретные уголовно-наказуемые действия. Но, придерживаясь только лишь бытовой подоплеки в объяснении убийств иностранных студентов, невозможно принять какие-либо эффективные меры для борьбы с этим явлением, поскольку с молодежными драками, как показывает история, бороться бесполезно. Кроме того, эти драки вовсе не «безидейные», а имеют вполне оформленную идеологическую подоплеку. Поэтому именно третья причина – идеологическая – на мой взгляд, наиболее релевантна для объяснения происходящего в Воронеже. Если стать на эту точку зрения, становятся понятными и способы борьбы с этим явлением. С идеологическими причинами способы борьбы также должны быть идеологическими. Наиболее эффективным методом борьбы в данном случае будет продолжительная хорошо спланированная и продуманная идеологическая кампания, направленная против ксенофобии и крайнего национализма. Обсуждение в Интернете Тема: Идеологический и юридический подход недостаточны, но шума будет много (// 2006–04–11) Сообщение: В.П. Козырьков |