содержания обучающих программ. По её мнению, содержание подобного рода программ должно охватывать три компонента этнической и религиозной идентичности человека: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Когнитивный компонент представляет собой совокупность представлений о социальной группе, с которой идентифицирует себя человек, и знание о других социальных группах. Эмоциональный компонент идентичности охватывает переживание принадлежности к социальной группе и позитивное эмоциональное отношение к представителям других групп. Поведенческий компонент заключается в формировании у человека поведения, базирующегося на ценностной системе группы, и нс противоречащего, не попирающего ценности и нормы других групп.164 Деятельность общественных организаций и государственных служб по профилактике и предотвращению этнического и религиозного экстремизма среди молодежи мы видим в создании механизмов, позволяющих удовлетворить потребность подростков и юношества в социальной активности. Важно развивать сеть социальных институтов, ориентированных на молодежь, в которых молодые люди могли бы найти сферу для личностного роста, среду для формирования гуманистического мировоззрения. Таким образом, выявление социально-психологических причин возникновения этнической и религиозной нетерпимости среди молодежи, а также путей ее преодоления будет способствовать гармонизации межгрупповых и межличностных отношений в современном мире. К изучению и решению проблем этнической и религиозной нетерпимости следует подходить комплексно, средствами различных наук (религиоведения, психологии, политологов, социологии), силами педагогов, работающих с 1(4 См.: Малявина С.С. Этническая и религиозная нетерпимость в среде молодежи (детерминация и пути преодоления) // /(оклад на интернет-конференции «Современная Россия и мир: альтернативы развития (этноконфессионалыше конфликты и вызовы XXI BeKa)»//hUp://\vww.auditorium.ra/v/mdex.php?vconf_id-101&PHPSESSID”47909ead68228fbb d56358455257433a. Её же: Этнокультурный компонент образования как основа формирования нравственной личности / Проблемы морально-нравственного развития личности и общества: Сборник научных трудов / Кемеровский государственный университет. Кемерово, 2004 С. 283 286. 184 |
165 стей поведения и деятельности людей, обусловленных их конфессиональной принадлежностью. Образовательная деятельность должна включать в себя разработку и внедрение в педагогический процесс программ, направленных на формирование этнической и религиозной толерантности. На наш взгляд, содержание подобного рода программ должно охватывать три компонента этнической и религиозной идентичности человека: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Когнитивный компонент представляет собой совокупность представлений о социальной группе, с которой идентифицирует себя человек, и знание о других социальных группах. Эмоциональный компонент идентичности охватывает переживание принадлежности к социальной группе и позитивное эмоциональное отношение к представителям других групп. Поведенческий компонент заключается в формировании у человека поведения, базирующегося на ценностной системе группы, и не противоречащего, не попирающего ценности и нормы других групп. Эффективность образовательных программ зависит от социально-психологической готовности подростков воспринимать необходимую информацию и активно участвовать в работе, направленных на формирование этнической и религиозной толерантности. По форме, образовательные программы должны учитывать возрастные возможности подростков, использовать различные игры, тренинговые курсы, дискуссионные клубы и др. Научно-методические разработки, направленные на формирование этнической толерантности, уже существуют. Например, разработанный российскими этнопсихологами Н.М. Лебедевой, О.В. Луневой, Т.Г. Стефаненко и выпущенный при поддержке ЕС и России (Тасис) в 2004 г. «Тренинг этнической толерантности для школьников». В современном образовательном пространстве необходимо создать условия для обеспечения педагогов, психологов, социологов, работающих с подростками, аналогичными научно-методическими разработками для применения их в образовательном процессе. Деятельность общественных организаций и государственных служб по профилактике и предотвращению этнического и религиозного экстремизма среди молодежи мы видим в создании механизмов, позволяющих удовлетворить потребность подростков и юношества в социальной активности. Важно развивать сеть социальных институтов, ориентированных на молодежь, в которых молодые люди могли бы найти сферу для личностного роста, среду для формирования гуманистического мировоззрения. 166 Таким образом, выявление социально-психологических причин возникновения этнической и религиозной нетерпимости среди молодежи, а также путей ее преодоления будет способствовать гармонизации межгрупповых и межличностных отношений в современном мире. К изучению и решению проблем этнической и религиозной нетерпимости следует подходить комплексно, средствами различных наук (религиоведения, психологии, социологии), силами педагогов, работающих с подростками и молодежью, силами общественных и государственных организаций. О.Г. Мясников Национальный язык как символ В современной социальной антропологии широко распространено представление о нации, как о своеобразном продукте или результате социального конструирования. Нация – не «природная» общность, сложившаяся вследствие некоего сочетания географических, биологических, исторических и прочих факторов. Она создаётся людьми на определённом этапе развития (при переходе общества от традиционного к индустриальному типу), в силу определённых социальных потребностей (необходимость консолидации фрагментаризированного общества под эгидой централизованного государства), которые осознаются и формулируются людьми в виде определённых целей – идея нации как единого и целостного политического сообщества. Нация и есть политическая общность людей, объединённых государством. Важнейшим средством создания наций всегда был и остаётся национальный дискурс, который и несёт основную ответственность за отчасти мифологизированную и символико-метафорическую природу нации. Дискурс – идеальный инструмент и механизм формирования национального сообщества, поддержания его существования. Могущество дискурса объясняется просто. Всякий дискурс состоит из интерпретационных схем (фреймов), наборов идей, доводов, аргументов, символов. С их помощью в социальном диалоге происходит обозначение, идентификация, трактовка социальных явлений. В национальном дискурсе – как явлений именно национальных. Дискурс руководит нашим восприятием, он заставляет видеть в общественных процессах определённый набор смыслов и значений, улавливать или игнорировать те или иные связи между явлениями и, на основании описаний и интерпретаций, соответствующим образом строить и организовывать нашу практику. Так национальный дискурс превращает территорию в «родную землю», в «отчизну» и «отечество». Он возводит довольно случайные с точки зрения реальной истории факты культуры в ранг «национальных |