самоидентификации для граждан РФ. Разумеется, существует множество "мини-проектов", в которых они могут принять участие, это и продолжение, по инерции, "советского", а также "либеральный", "православный" проекты и ряд других. Однако общенационального проекта, позволяющего четко ответить на вопрос о направлении движения России в целом, по-прежнему, за все время, прошедшее после распада СССР, не возникло. Такой проект может возникнуть только в результате консенсуса большей части политической элиты страны.76 Подобный консенсус может возникнуть как следствие политической конкуренции основных политических акторов, опирающихся на теоретические разработки ученых и анализ общемировых этнополитических тенденций. Простая констатация того факта, что Россия является правопреемственности СССР, больше работает на внешний мир, нежели на граждан страны. Большинство из них совсем недавно оказались в положении исторических эмигрантов в собственной стране, подчас даже еще не осознавая до конца данного исторического парадокса. Правопреемство России и СССР оказалось избирательным и политическим, а не культурным, не духовным. И выбор этот был сделан отнюдь не всеми гражданами России, а новой политической элитой, небольшим слоем людей. В этом одна из главных причин внутренних социальных конфликтов. В этом причина того, что мы постоянно свою новую родину находим то в этносе, то в конфессии.77 76 См.: Винков К. А. К вопросу о преодолении кризиса идентичности в российском обществе. http://www.auditorium.m/v/index.php?a=vconf&c=sendForm&r=thesisSearch&id_vconf=92. 77 Козырьков В.Л. Тоска по родине или поиск национальной идеи? http://www.auditorium.ru/v/index.php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&CounterThesis=l&i d thesis=4919. 45 |
35 Необходимо отметить, что основной особенностью идентичности на современном этапе развития общества является не столько самоидентификация себя по тем или иным координатам (ответ на вопрос «Где я нахожусь»), сколько вопрос вектора движения, т.е. «Где я, и куда я иду?». Таким образом, каждый человек, ищет то направление движения, которое ему наиболее близко, рассматривая принадлежность к тому или иному государству, этносу, религиозному течению как поиск сопричастности к тому или иному вектору движения, методу реализации того или иного «проекта». Следует отметить, что элиты западных стран реализуют проекты, к которым граждане этих стран могут выработать свое отношение и идентифицировать себя с ними. Для США это «демократизация мира», для стран Европейского сообщества – интеграция и формирование единой Европы и т.д. Каждый гражданин этих стран может активно или пассивно действовать в рамках этих проектов, в зависимости от отношения к ним (положительного или отрицательного), противодействовать или поддерживать их реализацию. Политической элитой этих стран задан вектор движения, которые позволяет гражданам идентифицировать себя со своей страной. В России крах «советского проекта», нацеленного на торжество коммунистической идеи в мировом масштабе, породил проблему самоидентификации для граждан РФ. Разумеется, существует множество «мини-проектов», в которых они могут принять участие, это и продолжение, по инерции, «советского», а также «либеральный», «православный» проекты и ряд других. Однако общенационального проекта, позволяющего четко ответить на вопрос о направлении движения России в целом, по-прежнему, за все время, прошедшее после распада СССР, не возникло. Такой проект может возникнуть только в результате консенсуса большей части политической элиты страны. Отсутствие подобного проекта весьма опасно, поскольку нет недостатков в предложениях альтернативных глобальных проектов, угрожающих целостности РФ. Можно привести, по крайней мере, два. Первый, транснациональный проект – создание единого исламского государства, т.н. «новый халифат», инициируемый радикальным исламским фундаментализмом. При значительном исламском населении в России и проблем Северного Кавказа реализация этого проекта оборачивается реальной угрозой ее распада. Второй – это проект, предлагаемый радикальной частью мирового Интернет-сообщества, наиболее полно выраженный в «Декларации независимости киберпространства» Д.П. Барлоу, предлагающей создать в киберпространстве новую циви |