Проверяемый текст
[стр. 57]

считали полезным поддерживать всякий национализм малых, "угнетенных" народов и выступать против любой формы проявления великорусского шовинизма.
(Следует отметить, что, безусловно, любая форма национальной дискриминации преступна, однако в данном случае речь шла не о защите прав национальных меньшинств, а о способах развала империи).
Тогда подобная тактика позволяла максимально ослабить позиции царизма и подготовить условия для революции в России.
Времена изменились, государство стало иным, а вот тактика его расшатывания осталась прежней, как прежним осталось приписывание русским роли "имперской нации".
Только теперь ослабление государственного начала в России влечет за собой конкретную угрозу окончательного распада страны.
Действительно ли русский национализм представляет собой скольконибудь заметное явление?
При ответе на этот вопрос надо учитывать, на наш взгляд, общее состояние морально-политического климата в стране.
Г(арягцее в современной России уныние, погружение населения в «стихию выживания", безволие общества сочетается с широким распространившимся раздражением.
По оценке научного директора Института права и публичной политики
В.Б.Пастухова, пессимизм, скептицизм и апатия как бы стали частью национального характера.84 Иными словами, этнос находится в угнетенном психологическом состоянии, утрачивает элементарное чувство самосохранения.
Думается, что вес это является дополнительной питательно средой для роста ксенофобии среди русского населения.
Модсрнизационный рывок России явно захлебывается, в общественном сознании получил преобладание традиционализм, а ксенофобия это всегда одно из его проявлений.
С другой стороны, нельзя не отметить преувеличенные в своей значимости относительно редкие факты активности малочисленных преступных группировок подростков, либо существование грозных с виду, но немногочисленных организаций русских националистов.
64 См.: Пастухов В.Б.
Шаг назад, два шага вперед.// ПОЛИС, 2005.
№5.
57
[стр. 113]

113 идеи русские социал-демократы радикального толка строили свою тактику борьбы с самодержавием.
Они считали полезным поддерживать всякий национализм малых, «угнетенных» народов и выступать против любой формы проявления великорусского шовинизма.
(Следует отметить, что, безусловно, любая форма национальной дискриминации преступна, однако в данном случае речь шла не о защите прав национальных меньшинств, а о способах развала империи).
Тогда подобная тактика позволяла максимально ослабить позиции царизма и подготовить условия для революции в России.
Времена изменились, государство стало иным, а вот тактика его расшатывания осталась прежней, как прежним осталось приписывание русским роли «имперской нации».
Только теперь ослабление государственного начала в России влечет за собой конкретную угрозу окончательного распада страны.
Действительно ли русский национализм представляет собой сколько-нибудь заметное явление?
Прежде всего, многие исследователи отмечают царящее в современной России уныние, отмечают, что население «погрузилось в стихию выживания», безволие общества сочетается с широко распространившимся раздражением.
По оценке научного директора Института права и публичной политики
В.В.
Пастухова, «пессимизм, скептицизм и апатия как бы стали частью национального характера.
Иными словами, этнос находится в угнетенном психологическом состоянии, утрачивает элементарное чувство самосохранения.

Между тем ряд политически ангажированных авторов пытается обосновать этим обстоятельством рост ксенофобии среди русского населения.
Логика здесь проста: так как модернизационный рывок России явно «захлебнулся», в общественном сознании получил преобладание традиционализм, а ксенофобия – это всегда одно из его проявлений.
Подтверждением служат невероятно преувеличенные в своей значимости относительно редкие факты активности малочисленных преступных группировок подростков, либо существование грозных с виду, но немногочисленных и вполне законопослушных организаций русских националистов.
Игнорировать факт отсутствия массового русского национализма невозможно.
И тогда упрямые «обличители» на первый план выдвигают прошлые «грехи» России: русификацию инородческого населения империи конца ХIХ в., официальный национализм самодержавия, политику русификации, якобы проводившуюся в СССР до середины 80-х гг.
ХХ в., чтобы этим обосновать неизбежность роста ксенофобии русских.
Различными политическими силами прилагаются значительные усилия по формированию у русского населения чувства «вины» за от

[Back]