Проверяемый текст
Карасева Анна Александровна. Конституционно-правовые проблемы уставного законодательства Пензенской области (Диссертация 2006)
[стр. 19]

Российской Федерации и общими принципами, установленными федеральными законами (ст.
77).
Систему органов государственной власти Курганской области составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти области Курганская областная Дума; высший исполнительный орган государственной власти области Правительство Курганской области, возглавляемое высшим должностным лицом области Губернатором Курганской области; органы исполнительной власти области, осуществляющие отраслевое либо межотраслевое управление.
исполнительно-распорядительные (территориальные) органы государственной власти в городах областного подчинения Курган и Шадринск и районах области; суды Курганской области (ст.
78).
Как видно из приведенной нормы, Губернатор Курганской области возглавляет областное Правительство.
Устав не вводит должности Председателя Правительства.
В этом состоит особенность организации государственной власти в Курганской области.
В большинстве областей Российской Федерации губернаторы не возглавляют правительства (администрации).
Также обращает на себя внимание формулировка «суды Курганской области».
Такой термин применительно ко всем субъектам РФ российское законодательство употребляет.
Однако он не приемлем в отношении одного субъекта РФ, в котором может быть образован только один конституционный (уставный) суд.
Мировых же судов федеральное законодательство не знает.
В субъектах Федерации есть не мировые суды, а мировые судьи.
Статья 74 Устава закрепляет демократические основы конституционного строя Российской Федерации в Курганской области и устанавливает, что население области осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
19
[стр. 16]

нину и способны быстрее и непосредственно откликаться на его потребности1.
Поэтому закрепление в «Общих положениях» Устава Пензенской области нормы о защите всех прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации является правомерным, и имеет принципиальное значение.
Среди основ конституционного строя Российской Федерации, закрепленных в Пензенской области, следует отметить принцип народовластия.
Часть 1 статьи 6 Устава Пензенской области устанавливает: «Единственным источником власти в Пензенской области является народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».
В этой правовой норме речь идет о суверенитете народа и демократических принципах формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Проблема суверенитета народа является одной из главных в науке конституционного права.
В Конституции Российской Федерации, как отмечается в юридической науке2, термин «народ» употребляется в двух значениях: в широком смысле как совокупность людей, объединённых общими интересами и организованно взаимодействующих друг с другом; и в узком смысле как совокупность людей, имеющая свой родной язык равные права с другими народами, право на самоопределение и проживающих на части территории Российской Федерации.
Такие определения данной категории не имеют нормативного содержания.
С юридической точки зрения слово «народ» должно отождествляться с понятием «граждане» и определяться как принадлежность дайной, ассоциированной в рамках единого государства совокупности людей к соответствующему государству.
Здесь мы солидарны с точкой зрения О.
Е.
Кутафина3, которое фактически указывает на нормативное содержание данного термина, 1Крылов Б.
С.
Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами как условие обеспечения прав граждан //Конституционное и муниципальное право.
2004.
№ 5.
С.
13.
2 Астафичев П.
А.
Народный суверенитет понятие, содержание, конституционные формы выражения //Конституционное и муниципальное право.
2004.
№ 4.
С.
2.
5Козлова Е.И., Кутафин О.
Е.
Конституционное право России.
С.
S4.
16

[стр.,37]

лению иных источников доходов местных бюджетов, наличии у органов местного самоуправления правотворческих полномочии .
Все это создало законодательные и иные финансовые предпосылки для организации местного самоуправления на всей территории Российской Федерации.
При этом органы местного самоуправления являются не только «самоуправлением», но и «властью», обладают властными полномочиями, источником которых является суверенитет народа.
Согласно ч.
2 ст.
3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Это положение Конституции РФ позволило отдельным исследователям говорить о так называемой «демократии малых пространств», представляющей собой политическую форму реализации муниципальной власти как особой публичной власти, функционирующей в единой системе народовластия*2.
Мы солидарны с этой точкой зрения, поскольку принадлежность всей власти народу (сг.
3 Конституции РФ) создает основу для единства государственной и муниципальной власти.
Поэтому нет никаких оснований для расширительного толкования конституционного положения ст.
12 о том, что «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».
В данном случае речь может идти только об организационной обособленности органов местного самоуправления и органов государственной власти.
При этом следует иметь в виду, что местное самоуправление не самоцель, а средство для решения вопросов, связанных с созданием на местном уровне нормальной среды проживания, гарантировании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека в каждом населенном пункте.
Именно это послужило основанием для включения в Устав Пензенской области данной основы конституционного строя Российской Федерации.
В
нем закрепляется, что в Пензенской области в соответствии с Конституцией ' Сергеев А.
А.
Федерализм и местное самоуправление как институты российского народовластия.
М., Юриспруденция, 2005.
С.
140-141.
2 Бондарь //.
С.
Конституционный строй как государственно-правовое выражение гражданского общества России //Конституционное развитие России.
Вып.
4.
С.
74.
37

[стр.,38]

Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативноправовыми актами признается и гарантируется местное самоуправление.
Порядок организации местного самоуправления определяется Уставом и законами Пензенской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст.
9).
К сожалению, в Устав Пензенской области не включены нормы, связанные с реализацией социальных основ конституционного строя Российской Федерации.
Видимо,
законодатель исходил из того факта, что только суверенное государство может провозглашать себя социальным государством, как это сделано в ч.
1 ст.
7 Конституции России, согласно которой Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Однако, не провозглашая Пензенскую область социальным субъектом Российской Федерации, можно было бы в «Общих положениях» Устава закрепить, что в Пензенской области охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Эта норма позволила бы определить основные направления социальной политики в Пензенской области.
Уставное закрепление социальных основ конституционного строя Российской Федерации означало бы возложение на органы государственной власти и органы местного самоуправления Пензенской области общесоциальной функции.
Социальная политика в этом случае выступала бы условием социальной стабильности и в конечном счете прочности конституционного строя Российской Федерации.
Также как и в вопросах социальных основ конституционного строя, «Общие положения» Устава не закрепляют экономических основ конституционного строя в части признания и равной защиты различных форм собст38

[Back]