Проверяемый текст
Карасева Анна Александровна. Конституционно-правовые проблемы уставного законодательства Пензенской области (Диссертация 2006)
[стр. 60]

Юридическая сила Устава Курганской области не является безусловной.
Она относительна.
Устав имеет высшую юридическую силу только по отношению к законам и иным нормативным правовым актам областного уровня.
По отношению к Конституции Российской Федерации и к федеральному законодательству, он акт меньшей юридической силы и должен им соответствовать или не противоречить.
Следует отметить, что Устав и иные нормативные правовые акты Курганской области являются одним из важнейших элементов конституционноправового статуса Курганской области.
Правовую основу законодательства Курганской области составляют следующие конституционные положения: «Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство» (ч.
2 ст.
5 Конституции РФ); «по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и в соответствии с ними законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации» (ч.
2 ст.
76
Конституции РФ); «вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ч.
4 ст.
76 Конституции РФ).
Устав Курганской области занимает особое место в ее законодательстве.
В постановлении Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г.
№ 13-П отмечен особый статусный характер конституций и уставов субъектов РФ.
Они «в отличие от иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, находятся в особой связи с Конституцией Российской Федерации и не могут считаться разновидностью нормативных правовых актов, контроль за законностью которых производиться в порядке гражданского или административного судопроизводства».
Это означает, что конституции и уставы субъектов РФ находятся в одном ряду с Конституцией Российской 60
[стр. 42]

расли права, отнесенные ст.
72 Конституции РФ к предметам совместного ведения состоят как из федеративных нормативных актов, так и из нормативных актов субъектов Федерации и базируются на общем предмете и методе правового регулирования.
В этой связи правовые акты субъектов Федерации можно рассматривать как структурный компонент правовой системы России1.
Законодательство субъектов Федерации входит в состав законодательства и правовой системы России.
Оно представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, принятых органами власти субъектов Федерации в пределах их компетенции.
Конституция Российской Федерации (ч.
4 ст.
76) гарантировала субъектам Федерации самостоятельность в сфере законотворчества.
Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
субъекты Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что Устав Пензенской области совершенно правильно не использует понятие «правовая система области».
Он устанавливает, что Устав Пензенской области является основным законом Пензенской области и имеет на ее территории прямое действие.
Законы Пензенской области, иные нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти Пензенской области, органами местного самоуправления, не должны противоречить Уставу Пензенской области (ч.
1ст.
11).
Как видно из приведенной правовой нормы, Пензенская область не установила такой формы законодательного акта как кодекс.
По мнению Е.В.Колесникова, разделяемому нами, на региональном уровне для регламентации конституционных и смежных отношений вполне допустимо использовать форму кодекса, хотя критерии для подобного правотворческого решения 1 Чертков А.
Н.
Место и роль законов субъектов Российской Федерации в системе законодательного регулирования в сфере совместного ведения// Журнал российского права.
2005.
№ J.
С.
28.
42

[стр.,49]

Указанный закон Пензенской области был принят при отсутствии федерального закона, регулирующего данную сферу общественных отношений, в порядке так называемого «опережающего правотворчества» субъекта Федерации.
Между тем Конституция РФ не закрепила право субъекта РФ на опережающее правовое регулирование по предметам совместного ведения.
Она указала лишь, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч.
2 ст.
76).

Буквальное толкование конституционной нормы приводило к выводу о том, что по предметам совместного ведения сначала должны приниматься федеральные законы, а лишь затем в соответствии с ними нормативные правовые акты субъекта РФ.
Получалось, например, что до принятия федерального закона от 6 октября 1999г.
«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты РФ не могли принимать свои конституции (уставы), устанавливать и формировать систему региональной исполнительной власти1.
В итоге возникала абсурдная и тупиковая ситуация.
Для ее разрешения необходимо было дать официальное толкование Конституции Российской Федерации Конституционным Судом РФ.
Это толкование было дано им в своем постановлении от 1 февраля 1996 г.
по делу о проверке конституционности ряда положений Устава Основного Закона Читинской области.
В нем указывается, что отсутствие соответствующего федерального закона по вопросу совместного ведения само по себе не препятствует Областной Думе Читинской области принять собственный правовой акт, что вытекает из при1Чурсина Е.
В.
О праве субъекта Российской Федерации на опережающее правовое регулирование по предметам совместного ведения //www.
dumask.ru.
49

[стр.,76]

е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; ж) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий; з) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления (ч.
1ст.
1).
Данные принципы означают, что организация и деятельность органов государственной власти Пензенской области не может выходить за пределы конституционно-правового статуса субъектов РФ, установленного на федеральном уровне.
7.
Пензенская область имеет свое законодательство, которое является составной частью правовой системы Российской Федерации.
Согласно ч.
2 ст.
5 Конституции РФ область имеет свой Устав и законодательство.
Следовательно, Устав, законы и иные нормативные правовые акты Пензенской области принимаются ею самостоятельно.
При этом законы и иные нормативные правовые акты Пензенской области, принятые по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, должны соответствовать федеральному законодательству (ч.
2 ст.
76 Конституции РФ).
Все противоречия между федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами Пензенской области подлежат преодолению в соответствии с принципом верховенства Конституции РФ, с принципом верховенства федерального закона, с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Пензенской области с помощью коллизионных норм и принятых правовых процедур.
Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,
Пензенская область осуществляет собственное правовое регулирование (ч.
4 ст.
76 Конституции РФ).
В случае противоречия между федеральным законом и норматив76

[Back]