здорового образа жизни, прививают здоровые привычки. В Канаде формируют у учеников состояние умственного, физического здоровья. В Германии создают условия для естественного развития ребенка, в образовательных учреждениях. В Аргентине развивают у детей интерес к себе, к собственному здоровью. В странах Ближнего Востока: Иране, Кувейте, Саудовской Аравии и других воспитывают здорового ребенка, учитывая религиозные аспекты. Однако и в России за последнее время появились исследования, посвященные вышеназванной проблеме, в которых подчеркивается, что в настоящее время возникла необходимость поднять значимость валеологии как науки о здоровье, новой области знания, а особенно педагогической валеологии, место которой в общем контексте поля знаний о человеке не обозначено четко. Так, например, Билич Г.Л. выделяет валеологию детства и относит ее к области педологии и педиатрии (23), С.И.Самыгин (138) и К.В.Судаков (144) рассматривают валеологию в рамках концепции воспитания здорового человека и относят ее к педагогическим наукам. В.П. Петленко (112) относит педагогическую валеологию к разделу педагогики, разрабатывающую методы сохранения, приобретения и умножения здоровья, интегрируя при этом две доктрины здоровья: западную рационалистическую, опирающуюся на сократовский тезис: «Человек, познай самого себя», и восточную, основанную на конфуцианском тезисе: «Человек, сотвори себя сам» (112, с.49). Сегодня в направлении, которое уже можно назвать педагогической валеологией, работают многие ученые, сформировались и некоторые научные школы: В.П.Петленко, В.В.Колбанов и Г.К.Зайцев, В.П.Соломин, А.А.Семенов, Ю.Л.Варшамов, Л.Г.Татарникова, И.Ю.Глинянова, Е.А.Шульгин. Во многих регионах России уделяется определенное внимание практическим и теоретическим подходам к решению валеологических проблем в рамках педагогической валеологии. Но однозначного определения дефиниции «педагогическая вапеология» не существует, что приводит к различному пониманию сущности валеологии, а особенно применительно к |
педикулез, чесотка и другие, которые стали открытиями для педагогов и общественности. Однако, на наш взгляд, педагоги еще не в состоянии, в силу различных объективных и субъективных причин, осознать, что ставят под угрозу будущее страны, генофонд детей. В 1994 году был издан приказ Министерства образования и Министерства здравоохранения Республики Татарстан N 42/175 от 16.03.94 года «О факультативных курсах для мальчиков и девочек по вопросам гигиены пола», в разработке которого принимал участие автор данного исследования. Во исполнение этого приказа медицинские работники выходили в восьмые классы школ раздельно в аудитории для мальчиков и девочек, с чтением лекций по проблемам гигиены пола. Результативность этих мероприятий оказалась низкой ввиду того, что только чтение лекции недостаточно остро отражало значимость проблемы, а преподаватели школ отнеслись к этой акции врачей индифферентно. Таким образом, очередная компания под названием «сексуальное воспитание» не состоялась. Анализ зарубежных исследований показал, что за рубежом много лет действует программа «Health Education» (обучение здоровью), в которой классификационные характеристики будущих педагогов содержат требования отражающие одну из основных идей «педагог прежде всего должен быть личным примером в достижении собственного здоровья» (127). При этом следует отметить статистические данные по 62 странам мира. Кроме того в ходе изучения программы было выявлено, что в США развивают у школьников моду на здоровье, разумные позиции в отношении здорового образа жизни, прививают здоровые привычки. В Канаде формируют у учеников состояние умственного, физического здоровья. В Германии создают условия для естественного развития ребенка, в образовательных учреждениях. В Аргентине развивают у детей интерес к себе, к собственному здоровью. В странах Ближнего Востока: Иране, Кувейте, Саудовской Аравии и других воспитывают здорового ребенка учитывая религиозные аспекты. Однако и в России за последнее время появились исследования, посвященные вышеназванной проблеме, в которых подчеркивается, что в настоящее время возникла необходимость поднять значимость валеологии как науки о здоровье, новой области знания, а особенно педагогической валеологии, место которой в общем контексте поля знаний о человеке не обозначено четко. Так, например, И.М. Воронцов выделяет валеологию детства и относит ее к области педологии и педиатрии, A.A. Семенов и В.П. Соломин рассматривают валеологию в рамках концепции воспитания здорового человека и относят ее к педагогическим наукам, В.П. Петленко относит педагогическую валеологию к разделу педагогики, разрабатывающую методы сохранения, приобретения и умножения здоровья, интегрируя при этом две доктрины здоровья: западную рационалистическую, опирающуюся на сократовский тезис: «Человек познай самого себя», и восточную, основанную на конфуцианском тезисе: «Человек, сотвори себя сам». Сегодня в направлении, которое уже можно назвать педагогической валеологией, работают многие ученые, сформировались и некоторые научные школы: В.П.Петленко, В.В.Колбанов и Г.К.Зайцев, В.П.Соломин, А.А.Семенов, Ю.Л.Варшамов, Л.Г.Татарникова, И.Ю.Глинянова, Е.А.Шульгин. Во многих регионах России уделяется определенное внимание практическим и теоретическим подходам к решению валеологических проблем в рамках педагогической валеологии. Но однозначного определения дефиниции «педагогическая валеология» не существует, что приводит к различному пониманию сущности валеологии, а особенно применительно к педагогике. Так, например, Н.К.Смирнов рассматривает педагогическую валеологию как раздел общей валеологии, посвященный вопросам преподавания валеологии как основ знаний и подготовки специалистов: предмет, организа |