педагогике. Так, например, Н.К.Смирнов рассматривает педагогическую валеоло» гию как «раздел общей валеологии, посвященный вопросам преподавания валеологии как основ знаний и подготовки специалистов: предмет, организация, обучение (как, чему и почему учить) совместная деятельность преподавателей и обучающихся» (140, с.38). И.Ю.Глинянова выделяет в педагогической валеологии важный ее аспект формирование валеологической готовности учителя как * непременного условия его профессиональной деятельности (40), В.В.Колбанов рассматривает ключевую идею образования (воспитания) как идею созидания человека (76). С.И.Самыкин развивает концепцию личностного подхода в валеологическом образовании (138), С.Г.Вишнякова утверждает, что «свою гуманистическую миссию образование реализует через две социальные функции: готовит человека к выполнению различных % социальных ролей и одновременно формирует способность менять самого себя и свое бытие» (32, с.68), Л.А.Волович предлагают концепцию Педагогики Единства и Целостного Мира за основу формирования культуры здоровья, валеологическую культуру (35). Сегодня и религия с ее многовековой культурой выйдя из «подполья» вновь занимается духовно-созидательной деятельностью. Учебные заведения ^ не прочь поддержать благотворное влияние воспитательного потенциала религии на наших детей во имя спасения их духовного мира (33,69,96). В ряде работ Л.Г.Татарниковой (152, 153), Г.В.Мухаметзяновой (101, 103), Б.Н.Чумакова (168) раскрывается связь научной педагогики и этики с религиозными вероучениями, указаны пути использования религиозного воспитательного потенциала в духовном развитии подрастающего поколения. В условиях Республики Татарстан наиболее влиятельными и ч присущими культуре ее народов являются две конфессии: христианство и ислам. Основой морального кодекса для христиан является Библия, в Исламе Коран, являющиеся важнейшими памятниками культуры. 18 |
здоровью. В странах Ближнего Востока: Иране, Кувейте, Саудовской Аравии и других воспитывают здорового ребенка учитывая религиозные аспекты. Однако и в России за последнее время появились исследования, посвященные вышеназванной проблеме, в которых подчеркивается, что в настоящее время возникла необходимость поднять значимость валеологии как науки о здоровье, новой области знания, а особенно педагогической валеологии, место которой в общем контексте поля знаний о человеке не обозначено четко. Так, например, И.М. Воронцов выделяет валеологию детства и относит ее к области педологии и педиатрии, A.A. Семенов и В.П. Соломин рассматривают валеологию в рамках концепции воспитания здорового человека и относят ее к педагогическим наукам, В.П. Петленко относит педагогическую валеологию к разделу педагогики, разрабатывающую методы сохранения, приобретения и умножения здоровья, интегрируя при этом две доктрины здоровья: западную рационалистическую, опирающуюся на сократовский тезис: «Человек познай самого себя», и восточную, основанную на конфуцианском тезисе: «Человек, сотвори себя сам». Сегодня в направлении, которое уже можно назвать педагогической валеологией, работают многие ученые, сформировались и некоторые научные школы: В.П.Петленко, В.В.Колбанов и Г.К.Зайцев, В.П.Соломин, А.А.Семенов, Ю.Л.Варшамов, Л.Г.Татарникова, И.Ю.Глинянова, Е.А.Шульгин. Во многих регионах России уделяется определенное внимание практическим и теоретическим подходам к решению валеологических проблем в рамках педагогической валеологии. Но однозначного определения дефиниции «педагогическая валеология» не существует, что приводит к различному пониманию сущности валеологии, а особенно применительно к педагогике. Так, например, Н.К.Смирнов рассматривает педагогическую валеологию как раздел общей валеологии, посвященный вопросам преподавания валеологии как основ знаний и подготовки специалистов: предмет, организа ция, обучение (как, чему и почему учить) совместная деятельность преподавателей и обучающихся. И.Ю.Глинянова выделяет в педагогической валеологии важный ее аспект формирование валеологической готовности учителя как непременного условия его профессиональной деятельности, И.А.Колесникова рассматривает ключевую идею образования (воспитания) как идею созидания человека, В.В.Сериков развивает концепцию личностного подхода в валеологическом образовании, С.Г.Вершловский утверждает, что «свою гуманистическую миссию образование реализует через две социальные функции: готовит человека к выполнению различных социальных ролей и одновременно формирует способность менять самого себя и свое бытие», В.Г.Воронцова предлагаютконцепцию Педагогики Единства и Целостного Мира за основу формирования культуры здоровья, валеологическую культуру. Сегодня и религия с ее многовековой культурой выйдя из «подполья» вновь занимается духовно-созидательной деятельностью. Учебные заведения не прочь поддержать благотворное влияние воспитательного потенциала религии на наших детей во имя спасения их духовного мира. В ряде работ М.Г.Тайгинова, Б.Т.Лихачева, Р.Г.Балтановой раскрывается связь научной педагогики и этики с религиозными вероучениями, указаны пути использования религиозного воспитательного потенциала в духовном развитии подрастающего поколения. В условиях Республики Татарстан наиболее влиятельными и присущими культуре ее народов являются две конфессии: христианство и ислам. Основой морального кодекса для христиан является Библия, в Исламе Коран, являющиеся важнейшими памятниками культуры. Так, в Библии отражен образ древних народов, который основан на определенном питании, ограничении в пищи, постах и голодании, соблюдения норм санитарии ради сохранения здоровья. 16 |