формировании этих феноменов культур, способствующих социализации, самоактуализации, саморазвитию личности. # Рассматривая проблему формирования культуры личности педагога, мы должны особое внимание обратить на реформу образования, организации учебно-воспитательного процесса в разнообразных системах современной школы, на новые задачи и цели стоящие перед педагогом любого образовательно-воспитательного учреждения в новых условиях развития общества. И главной идеей этой реформы является идея, высказанная э В.Д.Шадриковым о том, что «образование из способа просвещения индивида должно быть претворено в механизм развития культуры, формирования образа мира и человека в нем» (169, с.48). Российская школа в разнообразных системах становится не только многоликой, многовариантной и самоуправляемой. Идет процесс ее гуманизации, под которым понимается полный отказ от авторитарной педагогики и выдвижения на первый план личности учащегося, удовлетворения его запросов, развития его индивидуальных добродетелей, способностей и дарований (5, 8,35,101). Из просветительного учреждения школе предстоит превратиться в центр живой культуры. И эта должна быть не монокультурная школа, а школа диалога культур, их сосуществования и взаимопроникновения, с приоритетом самобытной национальной основы. Это требует не только и \ даже не столько организационно-методических изменений, сколько подготовки новых педагогов, с новым социально-педагогическим и культурно-образовательным мышлением, радикальной перестройки самих взаимоотношений между теми, кто учит, и теми, кто учится, важным критерием которой является валеологическая культура педагога. На современном этапе развития системы образования роль валеологической культуры в деятельности педагога и в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров постепенно возрастает. Валеологическая культура становится одним из важнейших направлений 43 |
32 Стержень, центр культуры личности составляют основные показатели, представляющие определенные критерии культуры личности, способствующие выполнению ее «социальных ролей» во всех аспектах жизнедеятельности. Это общение, поведение, внешний вид, которые в свою очередь способствуют успешной реализации личности в труде, быту, отдыхе, семейных отношениях и т. д. В свою очередь все пласты «нажитых культур» зависят от уровня культуры мышления, чувств, речи, здоровья. Стало быть, цель любого педагогического процесса, направленного на повышение уровня культуры личности, заключается в развитии, формировании этих феноменов культур, способствующих социализации, самоактуализации, саморазвитию личности. Рассматривая проблему формирования культуры личности учителя, мы должны особое внимание обратить на реформу образования, организации учебно-воспитательного процесса в современной школе, на новые задачи и цели, стоящие перед учителем в новых условиях развития общества. И главной идеей этой реформы является идея, высказанная Шадриковым В.Д. о том, что «образование из способа просвещения индивида должно быть претворено в механизм развития культуры, формирования образа мира и человека в нем»(169). Российская школа становится не только многоликой, многовариантной и самоуправляемой. Идет процесс ее гуманизации, под которым понимается полный отказ от авторитарной педагогики и выдвижения на первый план личности ученика, удовлетворения его запросов, развития его индивидуальных добродетелей, способностей и дарований. Из просветительного учреждения школе предстоит превратиться в центр живой культуры. И эта должна быть не монокультурная школа, а школа диалога культур, их сосуществования и взаимопроникновения, с приоритетом самобытной национальной основы. Это требует не только и даже не столько организационно-методических изменений, сколько подготовки новых педагогов, с новым социально-педагогическим и культурнообразовательным мышлением, радикальной перестройки самих взамоотношений между теми, кто учит, и теми, кто учится, важным критерием которой является валеологическая культура педагога. На современном этапе развития системы образования роль валеологической культуры в деятельности педагога и в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров постепенно возрастает. Валеологическая культура становится одним из важнейших направлений теоретической и практической подготовки педагогов, играет одну из ведущих ролей в усилении профессионально-педагогической направленности учебновоспитательного процесса в системе подготовки и переподготовки педагогов. Валеологическая культура служит творческой преобразующей деятельности учителя. Она является инструментом практики, помогая не только объяснить и теоретически обосновать психолого-педагогические факторы формирования здорового образа жизни, но и определить научнообоснованные способы развития личности учащегося, одновременно служить средством совершенствования профессиональной деятельности педагога, основой анализа и критерием оценки её эффективности. Развитие личности и её воспитание способствуют достижению главной цели индивида реализации себя в обществе, но развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а воспитание к тому, чего у него нет, но что дано в общественной морали, в нравственных нормах и нравственных качествах людей. Некоторые исследователи (Л.Г. Татарникова), утверждают, что онтологию развития должна определять не только психология но и валеология, онтологию воспитания не только этика, но и валеология, а способы реализации не только педагогика, но опять таки и валеология, опирающаяся на |