Проверяемый текст
Тригуб, Нина Андреевна; Формирование валеологической культуры педагога (Диссертация 1999)
[стр. 46]

развития личности и определить условия, при которых происходит развитие личности, ее социальное становление.
Одним из этих условий и является повышение уровня валеологической культуры личности.
Рассматривая интегральные характеристики валеологической культуры личности учителя, мы исходим из многообразных свойств личности, которые совершенствуются и формируются под воздействием общей культуры.
Определенный уровень сформированности этих свойств и качеств и появление новых становится критериями и диагностическими признаками валеологической культуры.
Структурные компоненты валеологической культуры представляют из себя
такие свойства и качества, как: развитый интерес к другому человеку, уважение к его неповторимости, понимание педагогом своего права на самобытность и индивидуальность, стремление к индивидуальному стилю работы; наличие целостной Я концепции и адекватной самооценки, способной противостоять необъективной внешней оценке его труда, обеспечение его профессиональной устойчивости, мотивацию и стремление к творчеству как пути развития личности, т.е.
реализация себя не только в предметном и коммуникативном, но в личностном творчестве.
Соответственно этим
качествам мы выделяем основные критериальные диагностические признаки, уровень сформированности которых будет поставлен в виде коэффициента эффективности процесса формирования валеологической культуры.
Экспертным фактором в обосновании этих качеств, как критериев валеологической культуры личности послужили для нас исследования таких авторов как А.К.
Маркова
(89), Л.Г.Татарникова (151) и др.
Формируя валеологическую культуру педагога в процессе его подготовки и переподготовки, необходимо повышать уровень
сформированности этих качеств, свойств,
характерных для диагностических признаков который является основным критерием эффективности процесса
[стр. 36]

Структурный анализ понятия «личности», проведенный многими исследователями, показывает, что личность есть система, представляющая сосбой саморазвивающееся целое, которое в процессе своего индивидуального развития проходит последовательно этапы усложнения и дифференциации.
Поэтому, как таковой, личности присуще постоянное развитие, в ходе которого происходят качественные изменения как всей системы, так и отдельных ее структурных элементов.
Для того, чтобы целенаправленно формировать личность в процессе её социализации под влиянием внешних воздействия социального воспитания, обучения, социальной среды необходимо учитывать общие закономерности развития личности и определить условия, при которых происходит развитие личности, ее социальное становление.
Одним из этих условий и является повышение уровня валеологической культуры личности.
Рассматривая интегральные характеристики валеологической культуры личности учителя, мы исходим из многообразных свойств личности, которые совершенствуются и формируются под воздействием общей культуры.
Определенный уровень сформированности этих свойств и качеств и появление новых становится критериями и диагностическими признаками валеологической культуры.
Структурные компоненты валеологической культуры представляют из себя
эти свойства и качества, такие как: развитый интерес к другому человеку, уважение к его неповторимости, понимание педагогом своего права на самобытность и индивидуальность, стремление к индивидуальному стилю работы; наличие целостной Я концепции и адекватной самооценки, способной противостоять необъективной внешней оценке его труда, обеспечение его профессиональной устойчивости, мотивацию и стремление к творчеству как пути развития личности, т.е.
реализация себя не только в предметном и коммуникативном, но в личностном творчестве.
Соответственно этим


[стр.,37]

качествам мы выделяем основные критериальные диагностические признаки, уровень сформированности которых будет поставлен в виде коэффициента эффективности процесса формирования валеологической культуры.
Экспертным фактором в обосновании этих качеств, как критериев валеологической культуры личности послужили для нас исследования таких авторов как А.К.
Маркова,
Л.Г.Татарникова и др.
Формируя валеологическую культуру педагога в процессе его подготовки и переподготовки, необходимо повышать уровень сформированности этих качеств, свойств,
который является основным критерием эффективности процесса их формирования.
На основе теоретического анализа и оценки экспертов-практиков нами был определен комплекс личностных ресурсов, которые способствуют формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения, самопринятию, позитивному отношению к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития, развитию стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего злоупотреблению деструктивными веществами самим педагогом.
Диагностические признаки показателей были определены нами методом экспертной оценки, полученной в результате опроса 120 педагогов, слушателей курсов ИПКРО РТ и их можно представить в следующем виде: Имеющиеся личностные ресурсы, способствующие формированию валеологической культуры а/ Направленное осознание имеющихся личностныхресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения.
Осознание Я концепции (самооценки отношения к себе, своим возможностям и недостаткам): имею собственную сформулированную систему ценностей, целей и устано

[стр.,60]

Выводы к I главе: На основе анализа литературы и практического опыта было выявлено что: • Вывод большинства исследователей и практических работников однозначен: современная система охраны материнства и детства находится в кризисе, рейтинг здоровья подрастающего поколения катастрофически ухудшается, нужны новые, кардинальные государственные меры по его охране и укреплению.
• Во все исторические эпохи появлялся интерес к здоровью человека через физическое совершенство.
За последнее десятилетие появилось достаточное количество исследований, в которых раскрывается концепция здорового образа жизни как фактора валеологической культуры общества в целом и личности в частности.
• Валеологическая культура служит творческой преобразующей деятельности учителя.
Она является инструментом практики, помогая не только объяснить и теоретически обосновать психолого-педагогические факторы формирования здорового образа жизни, но и определить научно-обоснованные способы развития личности учащегося, одновременно служить средством совершенствования профессиональной деятельности педагога, основой анализа и критерием оценки ее эффективности.
• Валеологическая культура личности это интегральное личностное образование, характеризующееся целостным единством способностей, знаний, навыков, ценностных ориентаций, детерминирующее формирование здорового образа жизни.
• Структура профессиональной валеологической культуры состоит из трех содержательных компонентов, а именно: когнитивное развитие, развитие личностных профессиональных ресурсов, развитие стратегий функционального поведения и навыков.
Формируя валеологическую культуру педагога в процессе его подготовки и переподготовки необходимо повышать уровень
сформированное™ качеств, свойств, которые являются основным критерием эффективности процесса их формирования.

[Back]