Проверяемый текст
Тригуб, Нина Андреевна; Формирование валеологической культуры педагога (Диссертация 1999)
[стр. 72]

только объяснить и теоретически обосновать психолого-педагогические факторы формирования здорового образа жизни, но и определять научнообоснованные способы развития личности учащегося, одновременно служить средством совершенствования профессиональной деятельности каждого педагога и образовательно-воспитательного учреждения, основой анализа и критерием оценки эффективности их эффективности; • валеологическая культура педагога-тренера ДЮСШ это интегральное личностное образование, характеризующееся целостным единством способностей, знаний, навыков, ценностных ориентаций, детерминирующих формирование здорового образа жизни; • структура профессиональной валеологической культуры состоит из трех содержательных компонентов, а именно: когнитивное развитие, развитие личностных и профессиональных ресурсов, развитие стратегий функционального поведения и навыков;формируя валеологическую культуру педагога-тренера в процессе его подготовки и переподготовки, необходимо повышать уровень сформированности его качеств и свойств, которые являются основными критериями эффективности процесса их формирования; • актуализация валеологических ценностей и потребностей в процессе занятия спортом в ДЮСШ требует обоснования валеологической сущности спортивно-воспитательного процесса и научно-методического обеспечения ее реализации, способствующего рациональному подбору педагогических средств формирования культуры здорового образа жизни воспитанника и его валеологической культуры, а также активизирующего образовательно-развивающую деятельность педагогов ДЮСШ с целью повышения качества и эффективности использования организационнопедагогических и научно-методических ресурсов данного типа образовательного -воспитательного учреждения.
72
[стр. 34]

столько организационно-методических изменений, сколько подготовки новых педагогов, с новым социально-педагогическим и культурнообразовательным мышлением, радикальной перестройки самих взамоотношений между теми, кто учит, и теми, кто учится, важным критерием которой является валеологическая культура педагога.
На современном этапе развития системы образования роль валеологической культуры в деятельности педагога и в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров постепенно возрастает.
Валеологическая культура становится одним из важнейших направлений теоретической и практической подготовки педагогов, играет одну из ведущих ролей в усилении профессионально-педагогической направленности учебновоспитательного процесса в системе подготовки и переподготовки педагогов.
Валеологическая культура служит творческой преобразующей деятельности учителя.
Она является инструментом практики, помогая не только объяснить и теоретически обосновать психолого-педагогические факторы формирования здорового образа жизни, но и определить научнообоснованные способы развития личности учащегося, одновременно служить средством совершенствования профессиональной деятельности педагога, основой анализа и критерием оценки её эффективности.
Развитие личности и её воспитание способствуют достижению главной цели индивида реализации себя в обществе, но развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а воспитание к тому, чего у него нет, но что дано в общественной морали, в нравственных нормах и нравственных качествах людей.
Некоторые исследователи (Л.Г.
Татарникова), утверждают, что онтологию развития должна определять не только психология но и валеология, онтологию воспитания не только этика, но и валеология, а способы реализации не только педагогика, но опять таки и валеология, опирающаяся на

[стр.,35]

сущностную критику не только качеств индивида и нравственных норм, разрабатываемых психологией и философией, но на его жизненно важные качества, свойства и способности, которые получены в виде задатков от природы, передающейся по наследству и развивающиеся в течении жизни под влиянием её условий, деятельности и воспитания.
По Л.Г.Татарниковой «валеологическая культура включает валеологические знания, глубокую заинтересованность в деятельности, направленной на оздоровление собственного организма, раскрытия резервных возможностей человека и развития навыков ведения здорового образа жизни» (150).
Говоря о валеологической культуре как общественном явлении и составной части культуры, образа жизни и воспитания мы подразумеваем совокупность социального развития личности и социально культурных условий совершенствования, самосовершенствования, включая в эти условия мотивационную, когнитивную и деятельностные подструктуры.
И если культура «особый социальный механизм» трансляции накопленной информации, исполняющей роль «социальной генетики», то мы можем сказать, что «валеологическая культура» это система знаний, взглядов, убеждений, умений, навыков, способствующих использованию накопленной социальной информации о здоровом образе жизни и трансформирующая её во все аспекты жизнедеятельности человека.
Таким образом «валеологическая культура личности» это интегральное личностное образование, характеризующееся целостным единством способностей, знаний, навыков, ценностных ориентаций, детерминирующее формирование здорового образа жизни.
Процесс формирования валеологической культуры предполагает широкий спектр деятельности, интегрированную и координированную систему всей воспитательной работы по социальному становлению личности в учебных заведениях.


[стр.,60]

Выводы к I главе: На основе анализа литературы и практического опыта было выявлено что: • Вывод большинства исследователей и практических работников однозначен: современная система охраны материнства и детства находится в кризисе, рейтинг здоровья подрастающего поколения катастрофически ухудшается, нужны новые, кардинальные государственные меры по его охране и укреплению.
• Во все исторические эпохи появлялся интерес к здоровью человека через физическое совершенство.
За последнее десятилетие появилось достаточное количество исследований, в которых раскрывается концепция здорового образа жизни как фактора валеологической культуры общества в целом и личности в частности.
• Валеологическая культура служит творческой преобразующей деятельности учителя.
Она является инструментом практики, помогая не только объяснить и теоретически обосновать психолого-педагогические факторы формирования здорового образа жизни, но и определить научно-обоснованные способы развития личности учащегося, одновременно служить средством совершенствования профессиональной деятельности педагога, основой анализа и критерием оценки ее эффективности.
• Валеологическая культура
личности это интегральное личностное образование, характеризующееся целостным единством способностей, знаний, навыков, ценностных ориентаций, детерминирующее формирование здорового образа жизни.
• Структура профессиональной валеологической культуры состоит из трех содержательных компонентов, а именно: когнитивное развитие, развитие личностных
профессиональных ресурсов, развитие стратегий функционального поведения и навыков.
Формируя валеологическую культуру педагога в процессе его подготовки и переподготовки необходимо повышать уровень
сформированное™ качеств, свойств, которые являются основным критерием эффективности процесса их формирования.

[Back]