Проверяемый текст
[стр. 61]

поддержке Тегераном антиправительственных сил в Афганистане в Иране были предприняты конкретные шаги, однозначно продемонстрировавшие позитивное отношение к нынешней афганской администрации.
В частности, в Тегеране и Мешхеде были закрыты представительства выступающего против кабульских властей Г.
Хекматьяра, известного лидера Исламской Партии Афганистана.
Сам он был помещен фактически под домашний арест, а затем выдворен из ИРИ.

МИД Ирана официально опроверг заявления директора ЦРУ США Дж.Теннета об укрывательстве на территории Ирана членов Движения талибов и «Аль-Каиды», сообщив при этом о передаче посольствам ряда западных и арабских стран в Тегеране нескольких задержанных граждан этих стран, подозревавшихся в связях с талибами и «Аль-Каидой».
Подтвердить поддержку Ираном кабульского
правительства был призван и визит в Афганистан тогдашнего президента ИРИ С,М.
Хатами в августе 2002 г., в ходе которого обсуждался широкий круг проблем двусторонних отношений
помощь в восстановлении афганской экономики, борьбе против терроризма, наркотрафика и др.
Развивается двусторонняя торговля.
Товарооборот между Ираном и
Гератской провинцией составил в 2002 г.
примерно 200 млн.
долларов1.
На обновление таможенного терминала в Догаруне и строительство автомагистрали Догарун-Герат ИРИ выделила 43 млн.
долларов.
В январе 2003 г.
в ходе визита в Тегеран афганского министра торговли М.
Каземи были подписаны двусторонние соглашения о торговле и транзите.
Тогда же состоялись трехсторонние ирано-афгано-индийские переговоры, в результате которых были подписаны меморандумы о расширении торговли,
снижении таможенных пошлин и создании базовых условий для транзита по территории трех стран.
Важным событием регионального масштаба был состоявшийся в июне 2003 г.
саммит с участием президентов Ирана, Афганистана, Таджикистана и Узбекистана, в результате которого его участники подписали документы по
1 Вартанян А.М.
Новые аспекты региональной стратегии Тегерана в регионах Центральной Азии и Закавказья.
Материалы сборника статей "Институт Ближнего Востока" // М., ИИИиБВ, 2005, 61
[стр. 153]

146 ли, что вклад ИРИ составит 500 млн.
долл.
Отметим при этом, что большую часть суммы предполагается потратить на нужды, связанные с репатриацией афганских беженцев из Ирана, что требует больших расходов, а также на восстановление экономики в афганских провинциях, пограничных с Ираном.
Видимо, следует обратить внимание и на то, что, заявляя о поддержке администрации X.Карзая и внимательно относясь к развитию внутриполитической ситуации в стране, в ИРИ отдавали и отдают заметное предпочтение представителям активно боровшегося против талибов Объединенного фронта, состоявшего прежде всего из таджиков и хазарейцев, а также традиционно связанным с Тегераном региональным руководителям, например, губернатору Герата Исмаил Хану, что вызывает озабоченность Кабула.
Традиционным раздражителем афгано-иранских отношений при всех режимах была и остается проблема распределения вод реки Гильменд.
Спор частично был решен в 1973 г., когда было заключено соглашение, в соответствии с которым Афганистан обязался на постоянной основе выпускать из своих водохранилищ в русло реки ежесекундно 26 куб.
м воды.
Соглашение в целом выполнялось до прихода к власти талибов, которые в 1999 г.
полностью перекрыли шлюзы водохранилища.
В результате озеро Хамун в Иране пересохло.
К 2002 г.
в районах ИРИ, граничащих с афганской провинцией Гильменд, участились песчаные бури, многие деревни в Систане и Белуджистане оказались под слоем песка, пастбища и сельхозугодья практически были уничтожены.
Вскоре после визита президента Ирана С.М.Хатами в Кабул в августе 2002 г.
афганские власти открыли доступ воды в р.
Гильменд.
Однако затем шлюзы, не без влияния американцев, вновь были перекрыты.
Таким образом, проблема распределения водных ресурсов до сих пор не решена.
Говоря о позиции ИРИ в афганском вопросе, на наш взгляд, ни в коей мере нельзя обходить вниманием и то, что в ответ на выдвинутые американцами обвинения в поддержке Тегераном антиправительственных сил в Афганистане в Иране были предприняты конкретные шаги, однозначно продемонстрировавшие позитивное отношение к нынешней афганской администрации.
В частности, в Тегеране и Мешхеде были закрыты представительства выступающего против кабульских властей Г.Хекматьяра, известного лидера Исламской партии Афганистана.
Сам он был помещен фактически под домашний арест, а затем выдворен из ИРИ.

Следует отметить и то, что МИД Ирана 20 марта 2002 г.
официально опроверг заявления директора ЦРУ США Дж.Теннета об укрывательстве на территории Ирана членов Движения талибов и «Аль-Каиды», сообщив при этом о передаче посольствам ряда западных и арабских стран в Тегеране нескольких задержанных граждан этих стран, подозревавшихся в связях с талибами и «Аль-Каидой».
Подтвердить поддержку Ираном кабуль


[стр.,154]

147 ского правительства был призван и визит в Афганистан президента ИРИ С.М.Хатами в августе 2002 г., в ходе которого обсуждался широкий круг проблем двусторонних отношенийпомощь в восстановлении афганской экономики, борьбе против терроризма, наркотрафика и др.
Развивается двусторонняя торговля.
Товарооборот между Ираном и
провинцией Герат составил в 2002 г.
примерно 200 млн.
долларов.
На обновление таможенного терминала в Догаруне и строительство автомагистрали Догарун-Герат ИРИ выделила 43 млн.
долл.
В январе 2003 г.
в ходе визита в Тегеран афганского министра торговли М.Каземи были подписаны двусторонние соглашения о торговле и транзите.
Тогда же состоялись трехсторонние ирано-афганоиндийские переговоры, в результате которых были подписаны меморандумы о расширении торговли,
значительном снижении таможенных пошлин и создании базовых условий для транзита по территории трех стран.
Важным событием регионального масштаба был состоявшийся в июне 2003 г.
саммит с участием президентов Ирана, Афганистана, Таджикистана и Узбекистана, в результате которого его участники подписали документы по
вопросам развития торговли и транзита.
Стремясь сыграть роль регионального координатора международной помощи Афганистану, Иран принял заметное участие в организации международной выставки-ярмарки в Мешхеде, посвященной восстановлению Афганистана.
В ней приняли участие 400 иранских компаний, международные организации, ОАЭ, Турция, Италия, Франция, Германия, Англия.
В мае 2003 г.
состоялась первая иранская торговопромышленная выставка в Кабуле, в которой приняли участие около 140 иранских компаний.
Иранский автоконцерн «Иран-ходроу» в мае 2003 г.
заявил о намерении не только начать экспорт автомобилей в Афганистан, но и содействовать в перспективе созданию афганского автомобилестроения.
Важным шагом, демонстрирующим серьезное внимание Тегерана к афганской проблеме, является и тот факт, что в ИРИ создан и функционирует Штаб по Афганистану, координирующий деятельность различных ведомств на афганском направлении.
В его состав входят представители канцелярии духовного лидера Ирана С.А.Хаменеи, министерств иностранных и внутренних дел, обороны, информации, Корпуса стражей исламской революции.
Филиалы этого Штаба созданы в приграничных с Афганистаном провинциях – Хорасане, Систане и Белуджистане.
Важнейшее направление афганской политики Тегерана связано с острой необходимостью противостоять контрабанде наркотиков из Афганистана.
При талибах страна превратилась в центр международного наркобизнеса.
И тогда, и ныне оттуда через Центральную Азию, Кавказ и Иран идут основные наркопотоки в Россию (до Даль

[Back]