Проверяемый текст
Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. — М.: Изда тельство «Экзамен», 2003
[стр. 72]

эффективное оказание медицинской помощи и повышающее его конкурентоспособность.
Еще более далек от совершенства механизм реализации прав потребителей медицинских услуг.
Действующее законодательство хотя и предусматривает защиту пациентов медицинскими страховыми компаниями, но не в качестве полноправных потребителей, а Закон «О защите прав потребителей в РФ» регулирует иные аспекты.

Проблемы становления российского федерализма, проявившиеся в конце XX в., не могли не сказаться на реформах здравоохранения.
При отсутствии четко выработанной единой модели организации медицинского страхования, органы власти субъектов Федерации стали реализовывать те организационно-финансовые модели ОМС, которые не противоречили бы региональным условиям.
На начало 1997 г.
выделены следующие организационнофинансовые модели обязательного медицинского страхования:
страховая модель ОМС; смешанная модель ОМС; «фондовая модель» ОМС; «условная» или «пулевая» модель ОМС.
Страховая модель наиболее соответствует Закону «О медицинском страховании...», имеет схему, при которой на страховом пространстве работают страховые медицинские организации.
Они получают финансовые средства от территориальных фондов ОМС на основе договорных отношений и непосредственно организуют свою работу с застрахованным населением, контролируя объем и качество оказываемой медицинской помощи и медицинскими учреждениями, входящими в ОМС, производя расчеты с ними.
Этой модели отдавали предпочтение 18
территорий, охватывая более 30% населения страны.
По смешанной модели ОМС работали 36 территорий России с численностью населения 66,9 млн.
чел., что составляет 44,8%.
Отличительная черта этой модели —
в качестве страховщиков 72
[стр. 435]

435 стоматологический; хирургический и т.д.
Функционирование рынка медицинских услуг (как и любого другого рынка) предполагает наличие производителя услуги и ее потребителя.
В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация, когда учреждения здравоохранения (производители медицинских услуг) совсем недавно приобрели статус самостоятельного юридического лица и вышли из разряда подзаконных организационно-правовых форм хозяйствования в виде «учреждения».
Существующее правовое пространство, регулирующее отношения субъектов рынка, в принципе ограничивают подобную форму хозяйствования.
Именно поэтому «медицинское учреждение должно стремиться приобрести черты предприятия, что делает его положение в рыночных структурах юридически более определенным»1 .
Юридическая определенность в условиях рыночной экономики тесно связана с формой собственности, определяющей организационно-правовую форму предприятия.
Действующая законодательная база закладывают правовую основу демонополизации государственной системы здравоохранения и предопределяет возможность формирования и функционирования, наряду с государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Но окончательная реализация предоставленных возможностей далека от завершения.
Для лечебных учреждений любой формы собственности остаются актуальными следующие проблемы: • получение лицензии на медицинскую деятельность и отдельные ее виды; • выбор организационно-правовой формы хозяйствования; • возможность образования юридического лица; • необходимое для деятельности финансовое обеспечение из строго определенных источников (могут применяться различные, предусмотренные законом механизмы); • участие в регулировании цен на медицинские услуги; • возможность оспаривать в суде установленные без его участия цены на оказываемые данным лечебным учреждением услуги; • принятие решений по структурной реорганизации внутри учреждения, направленной на эффективное оказание медицинской помощи и повышающее его конкурентоспособность.
Еще более далек от совершенства механизм реализации прав потребителей медицинских услуг.
Действующее законодательство хотя и предусматривает защиту пациентов медицинскими страховыми компаниями, но не в качестве полноправных потребителей, а Закон «О защите прав потребителей в РФ» регулирует иные аспекты.

Для пациента, обратившегося за медицинской помощью, не важны ни 1 См.: Кучеренко В.З., Корюкин В.Г., Морозов В.П.
Организационно-правовые формы экономической деятельности учреждений здравоохранения.
— Спб.: СП «Дельфа Р.А., 1994.


[стр.,436]

436 формы собственности лечебного учреждения, в которое он обратился, ни организационно-правовые основы его деятельности, ни схемы финансирования.
Для него важно, насколько качественная и доступная медицинская помощь ему будет оказана, и должен ли он за это платить из собственного кармана.
При этом пациент должен иметь: • право получить или отказаться от медицинской помощи; • иметь информацию о состоянии своего здоровья; • право и возможность выбора где, в каком объеме, в какое время (удобное для него) получить медицинскую помощь; • право и возможность выбора дополнительных (сервисных) услуг; • гарантии (строго определенные) по реализации своих прав; • должен быть защищен (юридически, экономически, морально) от деятельности отдельных врачей, лечебного учреждения в целом, страховых медицинских организаций.
4.
НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ РЕФОРМ Проблемы становления российского федерализма, проявившиеся в конце XX в., не могли не сказаться на реформах здравоохранения.
При отсутствии четко выработанной единой модели организации медицинского страхования, органы власти субъектов Федерации стали реализовывать те организационнофинансовые модели ОМС, которые не противоречили бы региональным условиям.
На начало 1997 г.
выделены следующие организационно-финансовые модели обязательного медицинского страхования1 :
• страховая модель ОМС; 422 • смешанная модель ОМС; • «фондовая модель» ОМС; • «условная» или «нулевая» модель ОМС.
Страховая модель наиболее соответствует Закону «О медицинском страхова нии...», имеет схему, при которой на страховом пространстве работают страховые медицинские организации.
Они получают финансовые средства от территориальных фондов ОМС на основе договорных отношений и непосредственно организуют свою работу с застрахован ным населением, контролируя объем и качество оказываемой медицинской помощи и медицинскими учреждениями, входящими в ОМС, производя расчеты с ними.
Этой модели отдавали предпочтение 18
территориям, охватывая более 1 Лебедев А.А.
Маркетинговые основы управления, организации и финансирования национальной системы охраны здоровья.
Автореферат дис...
д-ра медицинских наук./ОГМА Оренбург.
1996.


[стр.,437]

437 30% на селения страны.
По смешанной модели ОМС работали 36 территорий России с численностью населения 66,9 млн.
чел., что составляет 44,8%.
Отличительная черта этой модели
__в качестве страховщиков выступают как страховые медицинские организации, так и филиалы территориальных фондов ОМС.
Приверженцами «фондовой» модели являлись 16 субъектов Федерации с числом жителей 22,4 млн.
чел.
или 14% населения страны.
При данной модели ОМС на страховом поле отсутствуют страховые медицинские организации, а их функции выполняют территориальные фонды ОМС и их филиалы.
Оставшиеся 18 субъектов Федерации применяют так называемую «условную» или «нулевую» модель организации ОМС.
Эта модель охватывала 11% населения.
Условность страхования при этой модели определяется тем, что выполняется только функция сбора страховых взносов, которые передаются в органы управления здравоохранением.
Такая ситуация не столь важна для лечебных учреждений и жителей, не выезжающих за пределы своего региона.
Но как только человек попадает на территорию, где реализуется иная модель ОМС, он начинает испытывать непреодолимые трудности при возникающей потребности в медицинской помощи.
Между большинством субъектов Российской Федерации не существует совместимости механизмов оплаты медицинской помощи застрахованному, что влечет за собой без действие страхового полиса и невозможность получить медицинскую помощь в полном объеме.
Поэтому и возникает проблема обеспечения государственных гарантий — возможность получения каждым жителем страны необходимой ему медицинской по мощи вне зависимости от места проживания или временного пребывания.
Государственное регулирование заключается в том, что государство должно не только определить гарантированный объем медицинской помощи, но и добиться его реализации для каждого, нуждающегося пациента, вне зависимости от места его на хождения в момент, когда возникает необходимость в медицинской помощи.
Медицинское страхование предусматривает схему оказания медицинской по мощи не по территориальному принципу распределения пациентов, а по принципу «семейного врача».
Только данная концепция организации оказания медицинской помощи позволяет реализовать право выбора пациентом врача и страховой медицинской организации.
Необходима подготовка специалистов семейной медицины, время для организации взаимодействия между семейным врачом и существующими лечебными учреждениями.
Основой такого взаимодействия могли бы стать договоры между хозяйствующими субъектами здравоохранения.
Договорные начала должны использоваться и при решении вопросов финансирования: любой медицинский хозяйствующий субъект должен заключать договоры о финансовом взаимодействии и с органами власти (бюджетное финансирование) и со страховыми медицинскими организациями

[Back]