Проверяемый текст
Алипулатова, Илиада Ильмановна; Парламентаризм в Российской Федерации как основа демократического общества (Диссертация 2004)
[стр. 215]

организации власти в Российской Федерации .
Дисбаланс полномочий между органами власти рассматривается сегодня как один из наиболее существенных недостатков российской конституционной модели, о чем красноречиво свидетельствуют многочисленные инициативы и предложения по пересмотру действующей Конституции .
Диапазон предложений по коррекции той же системы разделения властей велик и, что самое существенное, необходимость внесения поправок в Основной закон
государства признается на сегодняшний день практически всеми политическими силами, начиная с левых и заканчивая правыми.
В наиболее радикальном ключе ставят эту проблему левые, фактически выступая в перспективе за упразднение института президентства и
установление парламентской республики с однопалатным парламентом.
Именно в этом ракурсе следует рассматривать концепцию
«правительства народного доверия», активно предлагаемую левыми, и их предложения по перераспределению полномочий между палатами Российского парламента в пользу Думы (в частности, именно нижняя палата, согласно некоторым предлагаемым поправкам, должна назначать судей высших судов, прокурора и др.).
Здесь совершенно определенно просматривается интерес левой части Думы, имеющей большинство в нижней палате Российского парламента.
Очевидно, внеся подобные изменения, законодатель установил бы тот же пресловутый дисбаланс властей, но только при доминировании уже законодательной власти.
Учитывая вышесказанное, в решении проблемы совершенствования модели разделения властей
представляется оптимальным подход В.
Шейниса.
Согласно его точке зрения властные полномочия между органами власти должны быть перераспределены в соответствии с принципом «сдержек и противовесов», при 215 См.: Тарасов Н.Н.
Основные законодательные инициативы Государственной думы Российской Федерации 2004 года (краткий обзор) // Право и политика.
М., 2005.
№1.
С.71.
2 См.: Косолапов М.Ф.
Конституционный механизм взаимодействия законодательной власти в Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь.
2002.
№ 1.
С.
98-103.
[стр. 128]

128 определенные изменения в конституционном законодательстве.
Но в то же время, мы понимаем невозможность в настоящее время радикальных, единовременных изменений в системе органов государственной власти, закрепленной в Конституции 1993 года.
Поэтому рассмотренные модели реформирования властного механизма это перспектива не ближайшего будущего.
Однако мы не отрицаем необходимость внесения некоторых корректировок в Конституцию РФ для усиления ее демократического начала путем разумного сбалансирования властных полномочий между различными органами власти уже в настоящее время.
Мы не сможем обойтись без уточнения правовых параметров отношений между основными государственными институтами Государственной Думой Правительством Президентом.
Даже последовательные сторонники сильной президентской власти не отрицают возможности принятия изменений и дополнений в ныне действующую Конституцию.
Так, например, О.В.
Мартынин, заявляя, что именно президентская власть является осью стабилизации новой политической системы, опорой восстановления правопорядка, в то же время отмечает, что “принципиальное одобрение идеи сильного президента не означает факта ее безупречного выражения в тексте Конституции.
Многое нуждается в уточнении и совершенствовании, возможно, путем создания нового конституционного законодательства”1.
Дисбаланс полномочий между органами власти рассматривается сегодня как один из наиболее существенных недостатков российской конституционной модели, о чем красноречиво свидетельствуют многочисленные инициативы и предложения по пересмотру действующей Конституции.
Диапазон предложений по коррекции той же системы разделения властей велик и, что самое существенное, необходимость внесения поправок в Основной закон
1Мартынин O.B.
Российская Конституция 1993 года и становление новой политической системы II Государство и право.
1994, № 10.
С.
36

[стр.,129]

129 государства признается на сегодняшний день практически всеми политическими силами, начиная с левых и заканчивая правыми.
В наиболее радикальном ключе ставят эту проблему левые, фактически выступая в перспективе за упразднение института Президентства и
установления парламентской республики с однопалатным парламентом.
Именно в этом ракурсе следует рассматривать концепцию
“правительства народного доверия”, активно предлагаемую левыми, и их предложения по перераспределению полномочий между палатами российского парламента в пользу Думы (в частности, именно нижняя палата, согласно некоторых предлагаемых поправок, должна назначать судей высших судов, прокурора и др.).
Здесь совершенно определенно просматривается интерес левой части Думы, имеющей большинство в нижней палате российского парламента.
Очевидно, внеся подобные изменения, законодатель установил бы тот же пресловутый дисбаланс властей, но только при доминировании уже законодательной власти.
Учитывая вышесказанное, в решении проблемы совершенствования модели разделения властей
оптимальным представляется подход, представленный Шейнисом.
Согласно его точки зрения, властные полномочия между органами власти должны быть перераспределены в соответствии с принципом “сдержек и противовесов”, при сохранении президентской системы разделения властей.
Детализируя свой подход, предлагаю следующее: • конституционно закрепить за парламентом контрольную функцию; • ограничить президентские полномочия в части контроля над правительством; • предусмотреть создание законодательных механизмов парламентского контроля над структурами, создаваемыми Президентом (Совет Безопасности);

[Back]