Проверяемый текст
ОБЩЕСТВО СЕТЕВЫХ СТРУКТУР И ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС КАК СЕТЕВОЕ БЛАГО Стрелец И.А. Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2003. № 5. С. 3-18.
[стр. 84]

отмечает: «Успехи в компьютерной и коммуникационной областях создадут социальную нервную систему, которая обеспечит унифицированную основу для работы, сохранения и взаимодействия всех типов информационных объектов».
[252].
При этом под социальной нервной системой А.
Норман понимает именно сеть, что следует ИЗ'контекста.
У
F.
Малгана мы находим следующее высказывание: «Сети превратились в основную организационную форму постиндустриального, или информационного, общества»
[251].
Таf ким образом, сети рассматриваются, как.
институты, содействующие развитию ряда областей, а Интернет трактуется как Сеть сетей,.
Сеть с
заt главной' буквы, единая коммуникационная система, являющаяся основой глобализации мирового хозяйства: Характерной чертой» сетевой методологии (на основании' работ Кастелъса) [84] являются: сдвиг от вертикальной связи к горизонтальным; сетевой'подход составляет материальное выражение инфраструктуры в информационно-глобальной экономике.
Становление самого сетевого подхода: имеет определенную логику.
Сначала это деловые сети предприятий.
Этот подход сопровождается технологическими инструментами: новые телекоммуникационные сети; новые мощные компьютеры; новое ■адаптивное программное обеспечение: это новые рабочие, новые менеджеры, новые связи между ними, которые способны работать в ситуации неопределенности, дезорганизации, хаоса, высокого риска.
Б.
Меткалфе сформулировал на основе своих наблюдений закон, получивший его-имя, в соответствии с которым ценность любой сети для пользователяIэквивалентна
квадрату количества узлов соединения, то есть, если в сети присутствует п пользователей, а ценность сети для каждого пропор-« + циональна количеству остальных пользователей, то общая ценность сети пропорциональна величине, определяемой уравнением: п х (п1) = п2п.
Таким образом, полезность от подсоединения к сети растет по экспоненте в связи с ростом элементов сети.
Так, например, если ценность сети для одного пользо
[стр. 7]

7 структуры власти», а сам факт принадлежности к той или иной сети становится важнейшим источником власти и перемен в обществе.8 Особенностью современного общества в трактовке М.
Кастельса является не столько доминирование информации, сколько преобразование вариантов ее использования, когда ведущую роль в обществе приобретают глобальные сетевые структуры, вытесняющие традиционные формы взаимоотношений.
Формируется так называемое новое индустриальное пространство, характеризуемое возможностью разделять производственный процесс по отдельным предприятиям, размещенным в различных местах, при этом обеспечивая единство производственного процесса через современные коммуникационные возможности.
Появляются более широкие возможности для использования сравнительных преимуществ географического и ресурсного характера, поскольку удаленность производственных единиц друг от друга не препятствует этому.
По сути дела новое индустриальное пространство и представляет собой информациональное общество, базирующееся на совершенно новых коммуникационных, а, соответственно, производственных, принципах.
Сеть как система децентрализованного управления приобретает все более важное значение.
По сетевому принципу фирмы строят как свои внутренние, так и свои внешние связи, причем подобные процессы протекают в разных культурных и национальных контекстах.
Обычно в области экономического анализа сети определяют через их функциональные задачи.
Например, В.
Мартин пишет: «… телекоммуникационные сети являются на настоящий момент базовой формой инфраструктуры современной экономической системы, необходимой предпосылкой для осуществления преобразования экономических систем в информационную экономику»9 .
А.
Норман отмечает: «Успехи в компьютерной и коммуникационной областях создадут социальную нервную систему, которая обеспечит унифицированную основу для работы, сохранения и взаимодействия всех типов информационных 8 Кастельс М.
Становление общества сетевых структур / М.Кастельс // Новая постиндустриальная волна на Западе.
Антология; Под ред.
В.Л.
Иноземцева.
М.: Academia, 1999.
С.
494.
9 Martin W.J.
The Global Information Society / W.J.
Martin.
– Aldershot: Aslieb Gower; Brookfield, Vt., USA: Gower, 1995.
– P.
99.


[стр.,8]

8 объектов».10 При этом под социальной нервной системой А.
Норман понимает именно сеть, что следует из контекста.
У
Г.
Малгана мы находим следующее высказывание: «Сети превратились в основную организационную форму постиндустриального, или информационного, общества».11
Таким образом, сети рассматриваются как институты, содействующие развитию ряда областей, а Интернет трактуется как Сеть сетей, Сеть с заглавной буквы, единая коммуникационная система, являющаяся основой глобализации мирового хозяйства.
Новая организационная парадигма основана на Сети как основополагающем начале, Сеть охватывает все виды отношений: семейные сети, предпринимательские сети, иерархические сети.
Сети, по мнению М.
Кастельса, являются важнейшим компонентом новой реальности, наряду с технологическими инструментами (телекоммуникационные сети, компьютеры, программное обеспечение и т.п.), глобальной конкуренцией и государством.12 Информационный ресурс как основа сетевой экономики Информация это ресурс, который легче любых других преодолевает все преграды, и поэтому именно этот ресурс становится проводником мировых глобализационных процессов.
Реализация же информационного ресурса происходит через его воплощение в сетевые структуры.
Прежде всего следует отметить, что поскольку реализация информации происходит через сетевые структуры, информационному ресурсу будут присущи все свойства сетевых благ13 , а именно: • комплементарность, совместимость и стандартность; • существенная экономия на масштабе производства; • сетевые внешние эффекты; 10 Norman A.C.
Information Society: An Economic Theory of Discovery, Invention, and Innovation / A.C.
Norman.
– Boston: Kluwer Academic Publishers, 1993.
– P.
120.
11 Mulgan G.J.
Communications and Control: Networks and New Economies of Communication / G.J.
Mulgan.
– Oxford: Polity, 1991.
– Р.
19.
12 Кастельс М.
Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М.
Кастельс; Под ред.
О.И.Шкаратана.
– М.: ГУ ВШЭ, 2000.
С.195.
13 Современная экономическая теория сетевых организаций рассматривает сетевые блага как особую разновидность благ, в отличие от благ, рассматриваемых в рамках стандартных курсов микроэкономики.


[стр.,12]

12 Готовность платить у предельного индивида нарастает по мере подключения к сети новых и новых участников, но после достижения своего максимального значения готовность платить у предельного индивида начинает падать, так как все, кто готов был заплатить больше за присоединение к сети, уже присоединились к ней, то есть сеть достигла оптимального размера.
С возникновением сетевых внешних эффектов для потребителей происходит наращивание ценности самой Сети, причем процесс этот идет нелинейно.
Впервые на это обратил внимание Б.
Меткалфе – изобретатель локализованной сетевой технологии Ethernet.
В 1970-е гг.
он пришел к выводу, что сеть должна достичь критической массы, чтобы обладать ценностью, но малые местные сети, соединенные вместе в одну большую сеть, начинают в умноженном размере наращивать свою ценность.
Б.
Меткалфе сформулировал на основе своих наблюдений закон, получивший его имя, в соответствии с которым ценность любой сети для пользователя
эквивалентна квадрату количества узлов соединения, то есть, если в сети присутствует n пользователей, а ценность сети для каждого пропорциональна количеству остальных пользователей, то общая ценность сети пропорциональна величине, определяемой уравнением: n x (n 1) = n2 – n.
Таким образом, полезность от подсоединения к сети растет по экспоненте в связи с ростом элементов сети.
Так, например, если ценность сети для одного пользователя
равна 1 доллар на каждого их прочих пользователей, то общая ценность сети, объединяющая 10 пользователей, приблизительно равна 100 долларов.
Соответственно, сеть, объединяющая 100 пользователей, обладает общей ценностью приблизительно в 10.000 долларов.
Очень часто пишут о том, что закон Мекалфе недооценивает реальный рост ценности сети, который на самом деле оказывается выше: так, например, журналист, работающий в области экономики, Дж.
Браунинг отмечает, что наблюдение Б.
Меткалфе основывалось на идее телефонной сети, соединяющей двух индивидов, а соответственно, общее количество потенциальных соединений зависело от количества попарных соединенений в сети, но современные сети дают возможность для одновременного соединения трех, четырех и более индивидов, следовательно, ценность сети нарастает еще быстрее.15 15 Пример рассмотрен по: Kelly K.
New Rules for the New Economy.
Ten Radical Strategies for a Connected World / K.
Kelly.
N.Y.: Penguin Books, 1998.
– Р.
24-25.

[Back]