лиричностью, ритмическую гармонию изящных, текучих линий, благодушного спокойствия и комфортных линий. Включение в психокоррекционную работу в период дисфорийного и аффективного напряжения. Даже невербальное рассматривание этих образцов под музыку Генделя (Пассакалия), И.С. Баха (Концерт № 1 для ф-но с оркестром реминор. Вторая часть меланхолический, индифферентный, расслабленный характер музыки), B.C. Калинникова (Первая симфония соль минор. Вторая часть музыка спокойная, плавная, свободная, напевная, лиричная) снимало аффективное напряжение и лишнюю напряженность. Примерные образцы живописи: Роберт Кампен (Флемальский мастер) Мадонна с младенцем. Нидерланды. 1380 год. Фра Беато Анжелика де Фьезоле. Мадонна с младенцем, святым Домиником и Фомой Аквинским. Италия. 1387 год. Леонардо да Винчи. Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа). Италия 1452 год. Рафаэль Санти. Мадонна Конестабиле. Италия. 1502 год. Джорджоне «Юдифь». Италия. 1504 год. И.К. Айвазовский. Россия. Среди волн. 1898 год. Черное море. 1881 год. Прибой у крымских берегов. 1892 год. Морской берег. 1840 год. Исаак Левитан. Россия. Лунная ночь. 1899 год. Ночь. Берег реки. Конец 1890-х. Морис Вламинк. Городок на берегу озера. Франция. 1907 год. Альбер Марке. Марина (Неаполь). Франция. 1909 год. Анри Матисс. Портрет жены художника. Франция. 1913 год. В процессе психокоррекционной работы с шизоидными подростками возник психологический барьер, негативистические моменты в общении с этими подростками купировались с помощью программы, содержащей образцы живописи, скульптуры и графики Западной Европы, насыщенные приглушенными оттенками желтого, красного, темно-зеленого цветов. Эти образцы мировой живописи несут в себе жизнеутверждающие черты, поэтичность, нежную прелесть цветущей красоты, насыщенность и глубину пылающего изнутри цвета, пронизывающий золотистый колорит, богатство внутренней жизни, огромную духовную силу. 103 |
Eby (1943), соответствовать его эмоциональному состоянию: поэтому при маниакальном и депрессивном состоянях больные совершенно не поддаются; впечатлениям, эмоционально противоположно окрашенным. Музыкально-оформленный тренинг пассивной арттерапии' Дляэпилептоидных подростков мы использовали художественную микропрограмму, включающую пастельные, синие и оттенки синего цвета. В; программу вошли образцы живописии графики; Западной Европы, вобравшие BS себя сочетание хрупкости, задумчивости с мечтательностью, лиричностью, ритмическую гармонию, изящных, текучих линий, благодушного спокойствия; и комфортных линий. Включение в психокоррекционную работу методик арттерапии в период дисфорийного и аффективного напряжения; было особенно важным.. Даже; невербальное рассматривание этих образцов!под музыку Генделя (Пассакалия), И.С Баха^ (Концерт. № 1 для ф-но с оркестром ре-минор. Первая часть* меланхолический^ индифферентный,. расслабленный характер музыки), B.G. Калинникова (Первая симфония? соль минор. Вторая часть музыка спокойная, плавная, свободная^ напевная, лиричная) снимало аффективное напряжение и лишнюю напряженность. Примерные образцы живописи:: Роберт Кампен (Флемальский мастер) Мадонна; с младенцем. Нидерланды.. 1380 год. Фра;Беато Анжелика деФьезоле. Мадонна с младенцем, святым Домиником и? Фомой Аквинским; Италия. 1387 год. Леонардо да Винчи. Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа). Италия 1452 год. Рафаэль, Сантим Мадонна Конестабиле. Италия; 1502 год. Джорджоне «Юдифь». Италия. 1504 год. И.К. Айвазовский:,Россия. Среди волн. 1898 год. Черное море. 1881 год. Прибой у крымских берегов. 1892 год. Морской берег. 1840 год. Исаак Левитан. Россия. Лунная ночь. 1899 год. Ночь. Берег реки. Конец 1890-х. Морис Вламинк. Городок на берегу озера. Франция: 1907 год. Альбер Марке. 117 Марина (Неаполь). Франция. 1909 год. Анри Матисс. Портрет жены художника. Франция. 1913 год. В процессе психокоррекционной работы с шизоидными подростками возник психологический барьер, негативистические моменты в общении с этими подростками купировались с помощью программы, содержащей образцы живописи, скульптуры и графики Западной Европы, насыщенные приглушенными оттенками желтого, красного, темно-зеленого цветов. Эти образцы мировой живописи несут в себе жизнеутверждающие черты, поэтичность, нежную прелесть цветущей красоты, насыщенность и глубину пылающего изнутри цвета, пронизывающий золотистый колорит, богатство внутренней жизни, огромную духовную силу. Учитывая истощаемость в контакте шизоидной натуры, программа* составлена из образцов живописи с неожиданной сменой тематики картин и музыкального сопровождения композиций В.А. Моцарта. Например: Микеланджело да Караваджо. Лютнист. (Италия. 1573 год). Жан-Антуан Гудон. Вольтер, сидящий в кресле. Франция. Скульптура. Мрамор. 1741 год. Жан-Огюст-Доминик Энгр. Портрет графа'Н.Д. Гурьва. (Франция. 1780 год). Музыка настраивает на приятные воспоминания, представления, ассоциации). Примерные образцы живописи: Балтазар ван дер Аст. Натюрморт с фруктами. 1620-е гг. Клод Лоррен. Утро. Франция. 1666. Рембрант. Библейские эпизоды. Притчи о неразумном богаче. Берлин. 1627. Портрет Титуса за учением. Роттердам. 1655. Винсент Ван Гог. Арльские дамы (Воспоминание о саде в Эттене). Голландия. 1888 год. Хижины. 1890 год. Клод Оскар Моне. Стог сена в Живерни. Франция. 1886. Поле маков. Конец 1880-х гг. Поль Гоген. Таитянские пасторали. Франция. 1892 год. Женщина, держащая плод («Куда ты идешь?»), 1893. Поль Сезанн. Натюрморт с драппировкои. Франция. Около 1899. Гора св. Виктории. Около 1900. Пьер Боннар. Средиземное море. Франция. 1911 год. Андре Дерен. 1 18 скульптуры И' графики Западной Европы, насыщенной приглушенными оттенками желтого, красного, темно зеленого цветов. Образцы мировой живописи несли в себе жизнеутверждающие черты, поэтичность, нежную прелесть цветущей, красоты, насыщенность и глубину пылающего изнутри цвета, пронизывающий золотистый колорит, богатство внутренней жизни, внутреннюю духовную силу. Учитывая сложность общения с подростками, имеющими шизоидную структуру личности, программа составлялась из образцов живописи с контрастной сменой тематики картин и музыкального сопровождения композиций В.А. Моцарта. Подобные приемы психокоррекции часто помогают подросткам с шизоидным психотипом подобрать адекватное хобби, что само по себе укрепляет психологические механизмы защиты у этих подростков. Для циклоидных и истероидных подростков 2 группы в периоды снижения настроения до уровня субдепрессии* использовались преимущественно пейзажи в сопровождении музыкальных композиций Ц.Франка или животного мира в сопровождении электронной музыкальной импровизации композиторов А. Пуссера, К. Дебюсси, А. Жоливе, И.С.Баха, которые способствовали восстановлению* эмоционального фона, гармонизации личности, психологического самоутверждения и самоуважения в процессе психокоррекционных занятий. Предлагаемые психокоррекционные программы расширялиэрудицию и познавательные способности. Применение психокоррекционных приемов пассивной и активной каллиграфиотерапии, как составляющей части арттерапии, в сочетании с музыкотерапией оказывало наиболее благотворное и гармонизирующее влияние на подростков 1 и 2 групп. После завершения трехмесячной программы активной и пассивной арттерапии было проведено повторное психологическое исследование с целью активизации эффективности 129 |