длительное воздействие деструктивных социально-стрессовых информационных факторов, что в значительной мере способствует внутренней и внешней гармонизации личности подростка. Нами были адаптированы оригинальные психокоррекционные и психотерапевтические технологии, разработанные Н.Н.Волосковой (2001): для представителей «ЗПР соматогенного генеза» и «ЗПР психогенного генеза», располагающихся в диапазоне психологической нормы-акцентуаций, признаками конституционально-типологической недостаточности ВНД с преобладанием истероидной структуры личности. Патогенетическая (реконструктивная) психотерапия (И.В. Боев, 2003) в сочетании с приемами пассивной, активной арттерапией и музыкотерапией проводилась для представителей диапазона ПАЛ, характеризующихся сочетанной конституционально-типологической недостаточностью ВНД и психотипологической предиспозицией личности, детерминированных ЗПР церебро-органического и конституционального генезов с преобладанием эпилептоидной и шизоидной структур личности. Эмоционально-стрессовую психотерапию следует рассматривать как всецело направленную к лечебной цели посредством аппелляции к духовным компонентам личности, пробуждая в ней насущную потребность самоусовершенствования, выработки у себя таких свойств и качеств, которые будут поднимать ее как в своих собственных глазах, так и во мнении окружающих (В.Е.Рожнов, 1985, с. 30). Показания к применению арттерапии очень широки и обусловлены ее действием: Социально-личностный уровень адаптации: в основе адаптирующего действия лежит неосознаваемая созидательная, гармонизирующая, интегрирующая сила некоего эстетического и творческого начала, заложенного в искусстве. 93 |
(симптоматика) эмоциональные факторы или патогенные ситуации личностные позиции, или отношения невротический конфликт потребности или мотивы. Параллельно проводится работа с воспитателями< и педагогами интернатного учреждения, заинтересованными в процессе коррекции, в виде курса лекций и индивидуальных консультаций, с учетом культурного и интеллектуального уровня последних. Такая» форма работы играет решающую роль в социально-психологической; адаптации не только представителей психологической нормы акцентуантов, но и представителей пограничной личностной изменчивости. Постепенно взаимоотношения с подростком углубляются, клинический психолог становится помощником в интенсивной работе подростка над его' внутренним миром. На заключительном этапе психокоррекции клинический психолог вновь увеличивает свою активность и даже проявляется директивность, испытывая1 и закрепляя подростком новых; способов переживания и поведения. Задачей психологической коррекции является выработка и овладение навыками оптимальной, для индивида и' эффективной для сохранения здоровья психической деятельности,, способствующей! личностному росту и адаптации человека в обществе. Психокоррекция в; узком понимании термина основной своей задачей ставит купирование аномальных псгаотипологических, личностных переживаний и аномальных поведенческих реакций в ответ на длительное воздействие деструктивных социально стрессовых информационных факторов, что в значительной^ мере способствует внутренней и внешней гармонизации личности подростка. Нами были адаптированы оригинальные психокоррекционные и психотерапевтические технологии, разработанные Н.Н. Волосковой (2001): 101 для представителей 1 группы (основной) г подростки с конституционально-типологической недостаточностью ВНД и психотипологической недостаточностью ^ личности (H.Hi Волоскова, 2001, И.В:. Боев, 2003) патогенетическая (реконструктивная) психотерапия в сочетании с приемами пассивной, активной арттерапией и музыкотерапией; ДЛЯ' представителей 2 группы (сравнительной) подростки, референтные с группой сверстников и детей младше и старше по возрасту, имеющие только проблемы в обучении, что подчеркивает вероятность лишь конституционально-типологической недостаточности ВНД (О.А. Минаева, 2003); приемы пассивной и активной арттерапии в сочетании с музыкотерапией; Основой для разработки; оригинальных психокоррекционных технологий послужило психотерапевтическое направление эмоциональнострессовой психотерапии и вышедшей из нее — пассивной иактивной арттерапии («art» искусство, «arttherapy" терапия искусством,. впервые этот термин был употреблен Hill, 1969) в сочетании с музыкотерапией. Эмоционально-стрессовую t психотерапию следует рассматривать как всецело направленную к лечебной цели посредством аппелляции к духовным компонентам личности, пробуждая; в ней насущную потребность самоусовершенствования, выработки у себя таких свойств и качеств, которые' будут поднимать ее как в своих собственных глазах, так и во мнении окружающих (В.Е.Рожнов, 1985, с. 30). Обзор литературы по арттерапии: свидетельствует о том, что это сборное понятие, включающее множество разнообразных форм и методов. Поэтому не существует общепризнанной классификации арттерапии. Очевидная необходимость использования в психотерапии и психокоррекции такого мощного эмоционального фактора, которым является искусство и. творчество, неоспарима на сегодняшний день. В настоящее 102 время утверждение «арттерапия это продукт нашего века» — правомерно. Сегодня в арттерапию включаются и такие формы творчества, как видео-арт, инсталляция, перфоманс, компьютерное творчество, где визуальный канал коммуникации играет ведущую роль. Несмотря на достаточно большой фактический материал, арттерапия в теоретическом отношении находится на стадии эмпирических обобщений. Нет общепринятой теории, объясняющей целительное действие арттерапии, это связано со сложностью, многофакторностью относящихся к арттерапии; предпосылок и сравнительно коротким сроком ее научного изучения. Показания к применению арттерапии очень широки и обусловлены ее действием: Социально личностный уровень адаптации: в основе адаптирующего действия лежит неосознаваемая созидательная, гармонизирующая, интегрирующая сила некоего, эстетического и творческого начала, заложенного в искусстве. Личностно ассоциативный уровень адаптации: облегчение, компенсация достигаются за счет не столько эстетического действия, сколько вследствие снижения напряжения, обусловленного отреагированием различных конфликтных, гнетущих переживаний и их сублимация. Физиологический; уровень адаптации: учитывается физическое, физиологическое, координационно кинетическое влияние пластического изобразительного творчества на организм и психику. Каждый из этих элементов допускает использование искусства и в экспрессивном творческом варианте, когда творят сами подростки, и в импрессивном, когда используется восприятие уже готовых произведений изобразительного творчества. В мировой литературе существуют различные взгляды на лечебный механизм арттерапии. На наш взгляд важны креативистические 103 |