11 Глава I. Конституционно правовые основы социальных Ф у н к ц и й государства 1. Социальные функции государства: понятие, содержание, история развития Социальную функцию государство может эффективно выполнять лишь в правовом государстве, как наиболее рациональной политикоюридической форме социальной жизни. Зарождение этой концепции непосредственно связано с утверждением в ней в качестве одной из ведущих идеи неприкосновенности прав личности, их первичности по отношению к правам государства. Закономерно, что организация реализации государством социальной функции есть одна из сторон широкой проблемы взаимосвязи жизнедеятельности гражданина, существования общества и функционирования государства. Еще древнегреческие философы Солон, Аристотель и Сократ говорили о необходимости создания правового государства, где жизнью общества должен управлять лишь закон, а не воля правителя. Государство, по мысли Солона, нуждается, прежде всего, в законном порядке: беззаконие и междоусобица наибольшее зло, порядок и закон самое большое благо для полиса. Закон и его реализация это сочетание права и силы, причем речь идет именно об официальной силе полиса, а не фактической силе борющихся сторон или частных лиц. У Сократа «законное» и «справедливое» тождественны, и стремление к законности есть стремление к разумности. Нерсесянц B.C. Концепция современного правового государства в контексте истории учений о правовом государстве // Социалистическое правовое государство проблемы и суждения. М., 1987. С. 48. |
14 Глава I. Правовое развитие социальных Функций государства 1. Формирование концепций социального государства Изучение правовой природы Российской Федерации как социального государства необходимо начать с анализа эволюции идеи правового государства в форме новейшей его модели ’’социального государства.” Это необходимо сделать по той причине, что социальные функции государство может эффективно выполнять лишь в правовом государстве, как наиболее рациональной политико-юридической форме социальной жизни. Так как зарождение в науке этой концепции непосредственно связано с утверждением в ней в качестве одной из ведущих идеи неприкосновенности прав личности, их первичности по отношению к правам государства, то закономерно, что организация реализации государством социальных функций есть одна из сторон широкой проблемы взаимосвязи жизнедеятельности гражданина, существования общества и функционирования государства. Автор ставит своей целью рассмотрение правовой природы Российской Федерации как социального государства в русле теоретико-правовой идеи о праве личности как неотъемлемом праве самого человека как социального существа и потому являющегося для государством всегда целью, а не средством. Корни идеи правового государства можно найти еще в Древней Греции. Солон, Аристотель и Сократ упоминали в той или иной степени о необходимости создания такого государства, где бы жизнью общества управлял лишь закон, а не воля правителя. Государство, по мысли Солона, нуждается прежде всего в законном порядке: беззаконие и междоусобица наибольшее зло, порядок и закон самое большое благо для полиса. Закон и его реализация это сочетание права и силы, причем речь идет именно об официальной силе полиса, а не фактической силе борющихся сторонили частных лиц.1 1 Нерсесянц B.C. Концепция современного правового государства в контексте истории учений о правовом государстве // Социалистическое правовое государство проблемы и суждения. М., 1987. С. 48. |