13 Ж.-Ж.Руссо установил различие между гражданским обществом, возникающим в связи с частной собственностью, и государством, созданным за этим обществом на началах общественного договора. Свобода и равенство -наивысшие блага людей. При сообществе человек не должен терять свои естественные права, должен сохранять свободу. Соглашения людей, по Ж.-Ж.Руссо, есть основа всякой законной власти, выражением которых является общественный договор. Суть договора: каждый человек отдает свою личность под высшее руководство общей воли и таким образом становится ее участником. Вся власть переходит к народу. Человек приобретает гражданскую свободу и право собственности на свое владение. Люди становятся равными в силу права и соглашения.1 Идеи Д.Локка, Ш.Монтескье. Ж.-Ж.Руссо оказали влияние на развитие теории государства и права, в особенности концепции прав человека в буржуазном обществе. Первое упоминание о правах человека в английской “Петиции о праве” 1628 г., затем в “Акте о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями” 1679 г. Важнейшим документом того времени явился “Билль о правах” 1689 г.2 Подробно права человека провозглашены 12 июня 1776 г. в ’’Билле о правах”, который явился введением в Конституцию Виргинии, провозгласившей себя независимой от Британского суверенитета. Принцип индивидуальной свободы воплощен был в Декларации независимости США: “...все люди сотворены равными и все они одарены РуссоЖ.-Ж. Об общественном договоре или начала политического права. М., 1906 .208 с. 2Законодательство английской революции 1640 -1660 гг. M.-JI., 1946. |
15 По Сократу законное и справедливое тождественно. Он понимал, что пропагандирование законности есть стремление к разумности, что это желательное состояние, но что реальное состояние дел в его время было далеко от желаемого. Для Аристотеля, убежденного защитника прав индивида и частной собственности, право представляет собой политическую справедливость и служит нормой отношений между людьми. Отступление от права означает, по Аристотелю, отход от политических форм к деспотическому насилию, вырождение закона в средство деспотизма. Политическое правление есть правление не людей, а закона, так как правители даже самые лучшие подвержены чувствам и аффектам, в то время как закон выступает в виде уравновешенного разума1. Идея правового государства, возникшая как противовес самовластию и произволу личности, получила свое развитие спустя много веков. Д.Локк в XYII в. обосновал правовые принципы индивидуальной свободы, исходя из идеи народного суверенитета и общественного договора. Люди предельно точно определяют тот объем полномочий, который разумно передать государству. Не может быть речи, по Д.Локку, о полном тотальном отказе индивидов от всех принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу государства. Есть неотчуждаемые ценности: право на жизнь и владение имуществом, ни при каких обстоятельствах человек не отчуждает никому свою свободу и равенство. За эти границы государство преступать не должно, это окончательные границы власти и действий государства. Теория разделения властей Ш.Монтескье также ставила своей целью обосновать принцип законности, обеспечить политическую свободу и сделать право исконным регулятором взаимоотношений между государством и гражданином. ШМонтескье видел в разделении властей гарантию безопасности граждан от беззакония и злоупотребления властью . Ж.-Ж.Руссо установил различие между гражданским обществом, возникающим в связи с частной собственностью, и государством, созданным за этим обществом на началах общественного договора. Свобода и равенство -наивысшие блага людей. При сообществе человек не должен терять свои естественные права, должен сохранять 1 Аристотель. Сочинения. Т. 2. М.. 1976. С. 78 85. 16 свободу. Соглашения людей, по Ж.-Ж.Руссо, есть основа всякой законной власти, выражением которых является общественный договор. Суть договора: каждый человек отдает свою личность под высшее руководство общей воли и таким образом становится ее участником. Вся власть переходит к народу. Человек приобретает гражданскую свободу и право собственности на свое владение. Люди становятся равными в силу права и соглашения. Идеи Д.Локка, Ш.Монтескье. Ж.-Ж.Руссо оказали влияние на развитие теории государства и права, в особенности концепции прав человека в буржуазном обществе. Первое упоминание о правах человека в английской “Петиции о праве” 1628 г., затем в “Акте о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями” 1679 г. Важнейшим документом того времени явился “Билль о правах” 1689 г.3 Подробно права человека провозглашены 12 июня 1776 г. в ’’Билле о правах”, который явился введением в Конституцию Виргинии, провозгласившей себя независимой от Британского суверенитета. Принцип индивидуальной свободы воплощен был в Декларации независимости США: “...все люди сотворены равными и все они одарены своим создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью”. Политико-правовым достижением XYIII века явилась Декларация прав человека и гражданина, принятая Учредительным собранием революционной Франции 26 августа 1789 г., в которой отмечалось, что причинами общественных бедствий являются “забвение естественных, неотъемлемых и священных прав человека”. Стремиться к согласованности государственного устройства с правовыми принципами людей обязывает разум через категорический императив И.Канта, ' Монтескье Ш. Избранные произведения. М.. 1955. С. 17. : РуссоЖ.-Ж. Об общественном договоре или начала политического права. М..1906 .208 с. 3Законодательство английской революции 1640 -1660 гг. М.-Л.. 1946. 4Конституция США. М.. 1993. С. 3. ' Вопросы государства и права во французской буржуазной революции 18в. М..1940. С. 151. |