23 В 50-60-е годы модель “государства благосостояния’’ стала в различных модификациях господствующим типом западной социальной политики. Наиболее наглядным примером построения такой модели является развитие экономики послевоенной Западной Германии. JT. Эрхард в своих произведениях позднее изложил свои взгляды на проблему построения социального государства. Современные взгляды на содержание понятия “социальное государство” и его задачи находят выражение и практическую реализацию в социал-демократическом направлении. Например, для социалдемократов ФРГ создание “социального государства” представляет задачу, предполагающую изменение социальных структур путем реформ, в ходе которых демократические права и свободы, закрепленные в Основном законе, получали бы материальное воплощение в социальных правах. Понимание социального государства тесно увязывается с основными демократическими ценностями: свободой, справедливостью, солидарностью. Эти ценности интерпретируются как основные требования, предъявляемые к обществу, достойному человека. Все эти три ценности имеют одинаковое значение и взаимосвязаны. Ориентированная на основные ценности политика направлена на широкое реформирование. Выбор средств такой политики определяется на основе анализа причин дефицита основных ценностей. Целью социальной политики является обеспечение в государстве и обществе предпосылок, предоставляющих человеку максимум свободы для реализации личности, самоопределения в жизни. Свобода не является чем-то абстрактным, она социально обусловлена, кроме политической нужна и “материальная свобода”, то есть социальные гарантии и благосостояние. Свобода индивидуума в обществе и экономике нуждается Эрхард JI. Благосостояние для всех. М., 1992. 342 с. |
24 возникла единая система социального обеспечения, охватившая все население. По сути была создана институциональная структура современного “государства благосостояния”. Создание всеобъемлющей системы социального обслуживания в Великобритании и в других развитых странах было продиктовано экономическими и социальными потребностями усложнившегося индустриального общества, давлением народных масс, политическими расчетами правящих кругов. В 50-60-е годы модель “государства благосостояния” стала в различных модификациях господствующим типом западной социальной политики. Наиболее наглядным примером построения такой модели является развитие экономики послевоенной Западной Германии. JI. Эрхард в своих произведениях позднее изложил свои взгляды на проблему построения социального государства. Современные взгляды на содержание понятия “социальное государство” и его задачи находят выражение и практическую реализацию в социал-демократическом направлении. Например, для социал-демократов ФРГ создание “социального государства” представляет из себя задачу, предполагающую изменение социальных структур путем реформ, в ходе которых демократические права и свободы, закрепленные в Основном законе, получали бы материальное воплощение в правах социальных. Понимание социального государства тесно увязывается с основными демократическими ценностями: свободой, справедливостью, солидарностью. Эти ценности интерпретируются как основные требования, предъявляемые к обществу, достойному человека. Все эти три ценности имеют одинаковое значение и взаимосвязаны. Ориентированная на основные ценности политика направлена на широкое реформирование. Выбор средств такой политики определяется на основе анализа причин дефицита основных ценностей. Целью социальной политики является обеспечение в государстве и обществе предпосылок, предоставляющих человеку максимум свободы для реализации личности, самоопределения в жизни. Свобода не является чем-то абстрактным, она социально обусловлена, кроме политической нужна и “материальная свобода”, то есть социальные гарантии и благосостояние. Свобода индивидуума в обществе и 1Эрхард JI. Благосостояние для всех. М.. 1992. 342 с. 163 Заключение На протяжении истории изменялась не только философская основа концепции социального государства, но вместе с ней трансформировалась и социальная политика и практика государства. Постепенно сформировался механизм реализации социальных функций, былей достигнуты высокие результаты социальной защищенности человека. Понимание социального государства тесно увязывается с основными демократическими ценностями: свободой, справедливостью, солидарностью. Для решения поставленных задач был выбран метод комплексного анализа сущности государственной социальной политики. Целью социальной политики является обеспечение в государстве и обществе предпосылок, предоставляющих человеку максимум свободы для реализации личности, самоопределения в жизни. Двойная задача стоит перед социальным государством: с одной стороны, улучшение условий труда и жизни, осуществление социальной справедливости, с другой защита обездоленных от нужды и унижения. Двойная задача вытекает из двойной функции социального государства: как инструмента социальных гарантий и как инструмента перераспределения первичных доходов. Причем, социальные гарантии для всех должны действовать постоянно, а социальное перераспределение возможно и необходимо, но в то же время зависит от уровня развития экономики. Наиболее полно содержание социального государства и проводимой им социальной политики проявляется в реализации социально-экономических прав человека и гражданина. Социальные права неоднородны. По форме реализации со стороны государства можно выделить: 1) социальные права, где государство создает обязанности для законодателя, легитимирует его и исполнительную власть для выполнения задач, вытекающих из существа социального государства; это право на охрану труда, продолжительность рабочего дня, право на социальное страхование и т.п.; 2) социальные права, которые "предполагают нечто большее, чем просто запрет посягательств", а именно комплекс плановых, стимулирующих и |