Проверяемый текст
[стр. 29]

29 тому, что уважаются, но потому, что требуют государственного вмешательства с целью осуществления социальных программ, для реализации которых необходима постоянная деятельность не только законодателя, но и органов управления.
Конституция предусматривает для их решения, помимо обычного, и иной путь нормирование государственной деятельности, что выражается формулой “социального правового государства”.
Сами социальные права, по мнению К.Хессе, неоднородны.
По форме реализации со стороны государства
он выделяет: 1) социальные права, где государство создает обязанности для законодателя,
лигитимирует его и исполнительную власть для выполнения задач, вытекающих из существа социального государства; это право на охрану труда, продолжительность рабочего дня, право на социальное страхование и т.п.; 2) социальные права, которые “предполагают нечто большее, чем просто запрет посягательств”, а именно комплекс плановых, стимулирующих и стабилизирующих мероприятий со стороны государства, что выливается в экономическую, социальную и культурную политику.
Широкое социальное обеспечение, осуществляемое государством и стремящееся превратить сообщество в государство всеобщего благоденствия, в
соответствии с выводом К.Хессе, таит в себе опасность упразднения ответственности граждан за собственную свободу, что не соответствует принципам социального правового государства.
Провести границу здесь нелегко.
Формула социального правового государства содержит для конкретного законодателя аксиому требований, но не
Хессе К.
Основы конституционного права в ФРГ.
М., 1981.
С.
108 116.

Хессе К.
Основы конституционного права в ФРГ.
М., 1981.
С.
108 116.
[стр. 28]

29 системы социального обеспечения и здравоохранения.
В исследовании соотношения понятий “правовое государство” и “социальное государство” можно опереться на авторитет в данной проблеме профессора Фрейбургского университета, члена Федерального конституционного суда К.Хессе.
Основные положения, с помощью которых К.Хессе характеризует отношения современного правового социального государства к социально-экономическим правам личности, заключаются в следующем: Конституция отказывается от гарантий основных социальных прав в силу специфических их свойств по сравнению с гражданскими и политическими.
Право на труд, право на жилище, право на соответствующее вознаграждение за труд и другие имеют иную структуру, чем классические основные права и реализуются по иному не благодаря тому, что уважаются, но потому, что требуют государственного вмешательства с целью осуществления социальных программ, для реализации которых необходима постоянная деятельность не только законодателя, но и органов управления.
Конституция предусматривает для их решения, помимо обычного, и иной путь нормирование государственной деятельности, что выражается формулой “социального правового государства”.
Сами социальные права, по мнению К.Хессе, неоднородны.
По форме реализации со стороны государства он выделяет: 1) социальные права, где государство создает обязанности для законодателя,
легитимирует его и исполнительную власть для выполнения задач, вытекающих из существа социального государства; это право на охрану труда, продолжительность рабочего дня, право на социальное страхование и т.п.; 2) социальные права, которые “предполагают нечто большее, чем просто запрет посягательств”, а именно комплекс плановых, стимулирующих и стабилизирующих мероприятий со стороны государства, что выливается в экономическую, социальную и культурную политику.1 Широкое социальное обеспечение, осуществляемое государством и стремящееся превратить сообщество в государство всеобщего благоденствия, в ! Хессе К.
Основы конституционного права в ФРГ, М..
1981.
С.
108 116.


[стр.,29]

соответствии с выводом К.Хессе, таит в себе опасность упразднения ответственности граждан за собственную свободу, что не соответствует принципам социального правового государства.
Провести границу здесь нелегко.
Формула социального правового государства содержит для конкретного законодателя аксиому требований, но не
аксиоматические способы и направления решения этих задач.
Логика размышлений К.Хессе интересна и для нас, его выводы важны для теоретического осмысления понятия “социального государства”, так как в ст.
7 Конституции РФ наше государство фиксируется как социальное.
30 Российская концепция социального правового государства исходила, в основном, из западноевропейского государственно-правового опыта, западной юридической науки.
В России проблемами прав личности, публичных и частных прав вообще в русле утверждения либерально-демократического содержания теории правового государства занимались В.М.Гессен, М.М.Ковалевский, С.А.Котляревский, Л Е.Тарановский, Г.Ф.Шершеневич, Б.Н.Чичерин.
Всех их объединяет при разнообразии выработанных ими конструкций правового государства, требование связанности государства с правом.
П.И.Новгородцев, сторонник возрождения теории естественного права, писал: “Для того, чтобы обосновать связанность государства правом, необходимо признать некоторую норму, стоящую над государством.
Она не может проистекать из его воли и входить в состав создаваемого им права.
Это может быть только норма нравственная, норма права естественного.
В России XIX начала XX вв.
ни одна из элементарных свобод личности не получила признания ни в законе, ни на практике.
После Октябрьской революции в Конституциях 1918 и 1924 гт.
закреплялись права определенных классов, причем в таком объеме, каких не имели в то время самые развитые капиталистические страны.1 Все существовавшие ранее ограничения были сняты в формальном плане ' Хессе К.
Основы конституционного права в ФРГ.
М., 1981.
С.
108 -116.
^
___ " См., например, Гессен В.М.
О правовом государстве.
Спб., 1906; Котляревский С.А.
Власть и право: проблемы правового государства.
М., 1915; Ковалевский М.М.
Происхождение современной демократии.
М.: Типо-Лит.
В.Рихтер, 1901; Шершеневич Г.Ф.
Определение понятий о праве.
Казань: Типо-Лит.
Т-ва Н.Н.
Кушнерев и К°.
Ч.
3: Политика.
1896.
3Новгородцев П.И.
Кризис современного правосознания.
М., 1909.
С.
18.


[стр.,162]

163 Заключение На протяжении истории изменялась не только философская основа концепции социального государства, но вместе с ней трансформировалась и социальная политика и практика государства.
Постепенно сформировался механизм реализации социальных функций, былей достигнуты высокие результаты социальной защищенности человека.
Понимание социального государства тесно увязывается с основными демократическими ценностями: свободой, справедливостью, солидарностью.
Для решения поставленных задач был выбран метод комплексного анализа сущности государственной социальной политики.
Целью социальной политики является обеспечение в государстве и обществе предпосылок, предоставляющих человеку максимум свободы для реализации личности, самоопределения в жизни.
Двойная задача стоит перед социальным государством: с одной стороны, улучшение условий труда и жизни, осуществление социальной справедливости, с другой защита обездоленных от нужды и унижения.
Двойная задача вытекает из двойной функции социального государства: как инструмента социальных гарантий и как инструмента перераспределения первичных доходов.
Причем, социальные гарантии для всех должны действовать постоянно, а социальное перераспределение возможно и необходимо, но в то же время зависит от уровня развития экономики.
Наиболее полно содержание социального государства и проводимой им социальной политики проявляется в реализации социально-экономических прав человека и гражданина.
Социальные права неоднородны.
По форме реализации со стороны государства
можно выделить: 1) социальные права, где государство создает обязанности для законодателя, легитимирует его и исполнительную власть для выполнения задач, вытекающих из существа социального государства; это право на охрану труда, продолжительность рабочего дня, право на социальное страхование и т.п.; 2) социальные права, которые "предполагают нечто большее, чем просто запрет посягательств", а именно комплекс плановых, стимулирующих и

[Back]