Проверяемый текст
[стр. 52]

52 Глава II.
Конституционно-правовые основы Формирования и реализации социальной политики Российской Федерации 1.
Конституционный механизм формирования социальной политики Российского государства Наиболее полно содержание социального государства и проводимой им социальной политики проявляется в реализации социальноэкономических прав человека и гражданина.
’’Всеобщая декларация прав человека” (1948 г.), в которой наряду с гражданскими (личными) и политическими правами, провозглашены и закреплены социальные права человека (ст.
22-26) является международным стандартом в сфере прав человека.
“Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах” (1966 г.) конкретизировал перечень социальноэкономических прав.
В международной сфере происходит становление третьего поколения прав коллективных прав групп и слоев населения, которые действительно нуждаются в защите, поскольку в силу причин физического или социального характера не имеют равных с другими гражданами возможностей осуществления прав и свобод.
Результатом этого на международном уровне стало принятие документов Конвенции ООН “О статусе беженцев” (1961г.), “О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин “ (1979 г.), “О правах ребенка” (1990 г.) и
др.2 1 Всеобщая декларация прав человека // Международное право в документах.
М., 1982.
С.
306-307.
2Права человека: Сб.
международных документов.
М., 1986.
С.
126 148: Конвенция о правах ребенка // Сов.
журн.
междунар.
права.
1991.
№ 2.
С.
151 171.
[стр. 26]

27 экономической политике надо отойти как от кейнсианства, так и от неолиберализма.
Необходимо ориентироваться на рыночное хозяйство, соучастие в управлении производством и участие в собственности2.
Известная “шведская модель” поощряет создание децентрализованных фондов трудящихся, находящихся под сильным контролем профсоюзов, которые в свою очередь, участвуя в инвестиционной деятельности финансируют новые в техническом отношении фирмы и одновременно осуществляют создание новых рабочих мест.
По мнению значительного числа немецких ученых, экономическая и социальная политика должны быть сегодня прагматическим смешением методов, ибо ни либерально-экономическая доктрина в духе М.Фридмана, ни государственная опека в духе Дж.Кейнса не могут решить вставшей перед обществом проблемы.
Однако, главная задача остается прежней гарантировать безопасность (в широком смысле) для своих членов, и эту задачу нельзя решить без социального государства, так как рынок всегда есть источник постоянной социальной и экономической напряженности.
Установление государством только основных условий для развития экономики недостаточно, требуется и прямое государственное вмешательство.
Появилось новое словосочетание “рыночный строй с социальной ответственностью”, которое, возможно, наиболее полно выражает содержание понятия “социальное государство”.
Рынок выступает как стимулятор и регулятор действий отдельных производителей и потребителей, но его влияние не беспредельно.
Рынок не решает всех проблем, возникающих в обществе, он не дает справедливого распределения доходов, равных шансов и возможностей.
Без сильного государства не может быть продуктивной рыночной экономики.
Наиболее полно содержание социального государства и проводимой им социальной политики проявляется в реализации социально-экономических прав человека и гражданина.

1Социальное государство и зашита прав человека.
М..
1994.
С.
96.
2Концепция “государства благосостояния”.
Ч.
1.
М., 1988.
С.
107.


[стр.,133]

рынок, то есть она выполняет больше перераспределительные функции подобно тому, как это было в СССР.
При этом социальные меры охватывают широкий круг людей с предоставлением больших объемов выплат.
Финансирование программ осуществляется с помощью налогов, взимаемых на основе высокой прогрессии.
Наиболее типичным примером данной модели является Швеция с ее высокой налоговой ставкой и широким объемом социальных выплат.
“Маргинальная” или “остаточная” система является условным антиподом “перераспределительной” модели.
В ней социальная политика призвана довершить то, что не в состоянии сделать рынок и семья для удовлетворения запросов граждан, поэтому она действует избирательно, субсидиарно, то есть вспомогательно.
Доля населения, охватываемого политикой этого типа, гораздо меньше, чем в условиях “институциональной” модели.
Особенностью “маргинальной” системы является и невысокий уровень социальных расходов государства при слабо выраженной прогрессии налогов.
Примером могут служить США.
В тоже время ни в одном государстве в чистом виде названные модели социальной защиты не существуют, можно говорить лишь о преобладании элементов одной из них и об определенных тенденциях в развитии.
А последние таковы: движение происходит от почти всеобщего преобладания “институциональной” модели к усилению избирательности, “маргинальности” в социальной защите.
И эта тенденция заслуживает особого внимания в условиях российской действительности.
Параллельно с переходом к маргинальной социальной защите* в международной сфере происходит становление третьего поколения прав коллективных прав групп и слоев населения, которые действительно нуждаются в защите, поскольку в силу причин физического или социального характера не имеют равных с другими гражданами возможностей осуществления прав и свобод.
Результатом этого на международном уровне стало принятие документов Конвенции ООН “О статусе беженцев” (1961 г.), “О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин “ (1979 г.), “О правах ребенка” (1990 г.) и
др.1 134 1 Права человека: Сб.
международных документов.
М., 1986.
С.
126 148; Конвенция о правах ребенка // Сов.
журн.
междунар.
права.
1991.
№ 2.
С.
151 -171.


[стр.,162]

163 Заключение На протяжении истории изменялась не только философская основа концепции социального государства, но вместе с ней трансформировалась и социальная политика и практика государства.
Постепенно сформировался механизм реализации социальных функций, былей достигнуты высокие результаты социальной защищенности человека.
Понимание социального государства тесно увязывается с основными демократическими ценностями: свободой, справедливостью, солидарностью.
Для решения поставленных задач был выбран метод комплексного анализа сущности государственной социальной политики.
Целью социальной политики является обеспечение в государстве и обществе предпосылок, предоставляющих человеку максимум свободы для реализации личности, самоопределения в жизни.
Двойная задача стоит перед социальным государством: с одной стороны, улучшение условий труда и жизни, осуществление социальной справедливости, с другой защита обездоленных от нужды и унижения.
Двойная задача вытекает из двойной функции социального государства: как инструмента социальных гарантий и как инструмента перераспределения первичных доходов.
Причем, социальные гарантии для всех должны действовать постоянно, а социальное перераспределение возможно и необходимо, но в то же время зависит от уровня развития экономики.
Наиболее полно содержание социального государства и проводимой им социальной политики проявляется в реализации социально-экономических прав человека и гражданина.

Социальные права неоднородны.
По форме реализации со стороны государства можно выделить: 1) социальные права, где государство создает обязанности для законодателя, легитимирует его и исполнительную власть для выполнения задач, вытекающих из существа социального государства; это право на охрану труда, продолжительность рабочего дня, право на социальное страхование и т.п.; 2) социальные права, которые "предполагают нечто большее, чем просто запрет посягательств", а именно комплекс плановых, стимулирующих и

[Back]