88 серьезным приобретением государственно-правовых поисков, которая может сыграть большую роль в дальнейшем преобразовании сообщества людей. Для того чтобы избежать социальных катаклизмов, классовой борьбы, массовых беспорядков и других подобных явлений, государство обязательно должно научиться решать социальные проблемы1. Поиск путей, уводящих от социальных потрясений, привел западную науку к концепции социального государства, прошедшего сложный путь постижения сути социальной государственности. Советскими учеными много писалось по социальным проблемам развитых капиталистических стран, но, как правило, статьи носили характер критики и были сильно идеологизированы. В настоящее время возобладала другая крайность: западное общество пропагандируется как эталон развития, но нет глубокого научного анализа механизмов функционирования государства и общества. Чаще всего показывается оболочка благополучного западного общества, достигнутая за многие годы целенаправленной социальной политики со стороны государства, без изучения теоретических установок его развития. Результат, достигнутый социал-демократами, опиравшимися в своей политике на идеи социальной справедливости и социального партнерства, выдается в современной России, как достижение консервативного (монетаристского) направления в странах западной Европы. К сожалению, в нашей литературе мало работ, посвященных комплексному анализу теории и практики “государства благосостояния”. Этому есть объяснение: сегодня социальная политика из разряда второстепенных, какой она была всегда в нашем государстве, перешла в разряд третьестепенных. Приоритет социальной политики декларируется 1Атаманчук Г.В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. М., 1996. С. 73-74. |
106 выступает постепенный отказ от рассмотрения государства в качестве формы объединения экономически и политически активной части общества (господства либо буржуазии, либо пролетариата) и переход к государству как форме всего общества. Концепция “социального” государства, получившая практическую реализацию во многих европейских странах, показывает стремление государств к преодолению жестких противоречий между различными в экономическом отношении слоями и сословиями общества. Государство берет на себя определенную долю ответственности за состояние общества. Во многих сферах (образовании, здравоохранении, социальном обеспечении и т.п.) людям нужна государственная помощь, направленная именно на выравнивание шансов. Не патерналистская и не иждивенческая, а рациональная трактовка концепции “социального” государства является серьезным приобретением государственно-правовых поисков, которая может сыграть большую роль в дальнейшем преобразовании сообщества людей. Для того, чтобы избежать социальных катаклизмов, классовой борьбы, массовых беспорядков и других подобных явлений, государство обязательно должно научиться решать социальные проблемы . Поиск путей, уводящих от социальных потрясений, привел западную науку к концепции социального государства, прошедшего сложный путь постижения сути социальной государственности. Содержание понятия “социальное государство” в западной литературе расшифровывается по-разному. Все многообразие определений можно свести к двум основным пониманиям. В узком смысле, данное понятие охватывает совокупность мероприятий, осуществляемых государством в социальной сфере: образование, социальное обеспечение, здравоохранение, охрана труда, жилищное строительство, профессиональная подготовка и переподготовка кадров, налоговая и бюджетная политика, участвующие в перераспределении национального дохода. В таком понимании в данное понятие вкладывается конкретное, практическое содержание государственной политики в социальной сфере. 1Атаманчук Г.В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. М., 1996. С. 73-74. |