дить, одеваться. Возникает ориентация на качества “настоящего мужчины” и “настоящей женщины”, подражание избранным образцам. Подростками овладевает эстетически и сексуально окрашенное чувство, побуждающее и стимулирующее их к активной деятельности во имя объекта любви. Она нередко целиком заполняет душевное пространство ребенка, определяет его отношение к жизни. Общение выходит далеко за рамки учебы, становится содержательнее, многообразнее, чем ранее и распространяется в большей мере на сверстников, нежели на родных. В нем подростки ищут взаимопонимание, взаимодействие, откровенность, сопереживание, самоутверждение. Последнее достигается путем присвоения одной или нескольких ролей: умного, сильного, смелого, волевого, талантливого, увлеченного, надежного друга и др. Если подростка не удовлетворяют перечисленные выше роли, он может пойти по пути негативного самоутверждения, играя роли “оппозиционера”, “вожака” (неформального лидера), “неподдающегося”. Вокруг таких детей в результате складывается обстановка психологической изоляции, порождающая эмоциональный дискомфорт в семье и дефицит общения. Чтобы его восполнить, подростки вступают в неформальные группы, деятельность которых во многих случаях носит асоциальный характер. Во многом примыкание к неформальным организациям, юношеским субкультурам стремление примитивным образом защитить свое достоинство. В подростковом возрасте происходит объективный процесс перехода от инстинктивно интуитивного реагирования к осознанию значения достоинства, его целенаправленной защите словом и действием. Свое положение в социуме, внешнюю оценку своей личности подросток воспринимает одновременно и как достоинство, и как честь. Опасаясь уронить престиж, подросток болезненно реагирует на все, что может сделать его смешным в глазах товарищей и взрослых. Переходя к вопросу о месте веры в сознании подростка, подчеркнем: доверие к себе он считает высшим критерием благоприятного статуса в кол75 |
стоящей женщины”, подражание избранным образцам. Подростками овладевает эстетически и сексуально окрашенное чувство, побуждающее и стимулирующее их к активной деятельности во имя объекта любви. Она нередко целиком заполняет душевное пространство ребенка, определяет его отношение к жизни. Общение выходит далеко за рамки учебы, становится содержательнее, многообразнее, чем ранее и распространяется в большей мере на сверстников, нежели на родных. В нем подростки ищут взаимопонимание, взаимодействие, откровенность, сопереживание, самоутверждение. Последнее достигается путем присвоения одной или нескольких ролей: умного, сильного, смелого, волевого, талантливого, увлеченного, надежного друга и др. Если подростка не удовлетворяют перечисленные выше роли, он может пойти по пути негативного самоутверждения, играя роли “оппозиционера”, “вожака” (неформального лидера), “неподдающегося”. Вокруг таких дегей в результате складывается обстановка психологической изоляции, порождающая эмоциональный дискомфорт в семье и дефицит общения. Чтобы его восполнить, подростки вступают в неформальные группы, деятельность которых во многих случаях носит асоциальный характер. Во многом примыкание к неформальным организациям, юношеским субкультурам стремление примитивным образом защитить свое достоинство. В подростковом возрасте происходит объективный процесс перехода от инстинктивно интуитивного реагирования к осознанию значения достоинства, его целенаправленной защите словом и действием. Свое положение в социуме, внешнюю оценку своей личности подросток воспринимает одновременно и как достоинство, и как честь. Опасаясь уронить престиж, подросток болезненно реагирует на все, что может сделать его смешным в глазах товарищей и взрослых. Переходя к вопросу о месте веры в сознании подростка, подчеркнем: доверие к себе он считает высшим критерием благоприятного статуса в коллективе. Подростки непреклонно требовательны в отношении верности в 95 |