вого просвещения, обучения нужным умениям и навыкам, заботы о противоположном поле и др. Характеризуя образовательную деятельность, отметим: в подростковом возрасте представление ребенка о счастье и его переживание претерпевает значительные качественные изменения. В отрочестве личность “пробуждается” от непосредстенности, сохраняя ее еще в себе: в ней пока жива непосредственность восприятия радости жизни, но уже бурно развивается самосознание и сознательное, опосредованное отношение к миру, в котором обнаруживаются противоречия и препятствия для счастья. Подросток переживает немало разочарований. Кризис полового созревания усугубляется изменением социальной ситуации. По этой причине подросток в его стремлении к счастью как переживанию полноты нравственной жизни нуждается в особом внимании к себе со стороны близких. Они призваны предохранить его душу от негативного влияния спекулятивного рынка, порнографии, бездуховности и одурманивания массовой псевдокультурой, бесстыдного секса, жестокости, бездушия, ненависти. Это достигается путем духовного сближения не столько на почве сокрытия от глаз ребенка социального зла и его игнорирования, сколько через нейтрализацию негативных влияний путем совместной деятельности, освоения мировой духовной культуры, высоких человеческих идеалов. При изучении биографий и произведений Л.Н.Толстого, М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского важно показать, какое место в жизни их собственной и их героев занимали честь и достоинство, которые были почитаемы ими более высокой ценностью, чем жизнь. В древнерусском религиозном искусстве достоинство рассматривалось художниками как признак божественного происхождения. Тема чести и достоинства лейтмотивом проходит через известные оперные произведения “Борис Годунов”, “Жизнь за царя”, “Евгений Онегин”, “Хованщина”; через пьесы Достоевского, Гоголя, Островского, Чехова, Горького; через фильмы Пырьева, Эйзенштейна, Протазанова, Герасимова. 77 |
пряжено со становлением собственного видения отношений, критериев оценки поступков и поведения окружающих. При этом может сложиться такая ситуация, когда уверенность детей в истинности, справедливости оценки члена семьи может быть подвергнута сомнению. В этом случае единство слова и дела, развитие здорового общественного мнения, самостоятельности оценочных суждений эффективный путь предупреждения разделения нравственных представлений и гипертрофированного детского конформизма. В рамках нравственных норм поведения развивается экологическая культура. В младшем школьном возрасте в условиях семьи целесообразны игры экологического характера, уход за домашними животными, птицами, рыбами. Третье звено составляет экологическое творчество самих детей: устные рассказы о жизни животных и растений, стихи о природе, поделки из природных материалов. В младшем школьном возрасте необходимо раскрывать детям суть понятий “честь”, “достоинство”, “унижение”, “позор”, “оскорбление”, “высокомерие”, “надменность”, “гордость”, “гордыня”. Ребенку важно осознать и прочувствовать их, научиться понимать их позитивный и негативный смысл, уметь различать и распознавать отражаемые ими состояния и отношения. В качестве форм воспитательной деятельности могут быть использованы экскурсии, дискуссии, совместное чтение и анализ художественной литературы, произведений живописи, театра, кино, музыки, обмен опытом поведения. При изучении биографий и произведений Л.Н.Толстого, М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского важно показать, какое место в жизни их собственной и их героев занимали честь и достоинство, которые были почитаемы ими более высокой ценностью, чем жизнь. В древнерусском религиозном искусстве достоинство рассматривалось художниками как признак божественного происхождения. Тема чести и достоинства лейтмотивом проходит через известные оперные произведения “Борис Годунов”, “Жизнь за царя”, “Евгений Онегин”, “Хованщина”; через пьесы Достоевского, Гоголя, Островского, Чехова, Горького; через фильмы Пырьева, Эйзен90 положном поле и др. Основными направлениями такого воспитания выступают: создание ситуации переживания счастья, успеха в учебной деятельности, выработка основ менеджмента, выработка собственного мнения подростка, активная экологически созидательная деятельность, подкрепление чести и достоинства, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений. В подростковом возрасте представление ребенка о счастье и его переживание претерпевает значительные качественные изменения*. В отрочестве личность “пробуждается” от непосредстенности, сохраняя ее еще в себе: в ней пока жива непосредственность восприятия радости жизни, но уже бурно развивается самосознание и сознательное, опосредованное отношение к миру, в котором обнаруживаются противоречия и препятствия для счастья. Подросток переживает немало разочарований. Кризис полового созревания усугубляется изменением социальной ситуации. По этой причине подросток в его стремлении к счастью как переживанию полноты нравственной жизни нуждается в особом внимании к себе со стороны близких. Они призваны предохранить его душу от негативного влияния спекулятивного рынка, порнографии, бездуховности и одурманивания массовой псевдокультурой, бесстыдного секса, жестокости, бездушия, ненависти. Это достигается путем духовного сближения не столько на почве сокрытия от глаз ребенка социального зла и его игнорирования, сколько через нейтрализацию негативных влияний путем совместной деятельности, освоения мировой духовной культуры, высоких человеческих идеалов. Ситуация успеха в учебной деятельности обусловливается наличием интеллектуальных мотивов. В их основе потребность познания мира, когда важен не столько результат, сколько процесс познания. Радость познания лишена каких либо вторичных, сиюминутных, амбициозных моментов, она прививается в семье. Путешествия, чтение художественной литературы, просмотр занимательных телевизионных программ, их обсуждение стимулируют познавательную активность ребенка. 97 |