Проверяемый текст
Потапова Людмила Анатольевна. Педагогические особенности воспитания в семье стрессоустойчивости ребенка к сложным ситуациям жизнедеятельности (Диссертация 2011)
[стр. 86]

ное взаимодействие с ними.
Юношеству принадлежит право и возможность возвращения к природе, вхождения и вживания в нее, обретение своего изначального дома.
Последним звеном
в содержании воспитания юношества согласно нашей технологии является опора на жизненный опыт.
Такой опыт представляет собой витагенную информацию, ставшую достоянием личности, отложенную в резервах долговременной памяти, находящуюся в состоянии постоянной готовности к актуализации.
Эта информация представляет собой сплав
чувств, мыслей, поступков, прожитых человеком, представляющих для него самодостаточную ценность, связанных с памятью разума, чувств, поведения (Белкин А.С.
Основы возрастной педагогики.

М., 2000.
С.8).
Витагенным является прожитый опыт.
Информация о событиях, не пропущенная человеком через себя, витагенной не является, т.к.
не представляет для него существенной ценности.
В семье важно не только актуализировать жизненный опыт ребенка, но помогать его обогащению.
Формулу “слышал, наблюдал, делал” следует превратить в “принял, пережил, запомнил”.
При этом источниками витагенной информации являются средства массовой информации, литература, произведения искусства, социальное, деловое, бытовое общение, различные виды деятельности, образовательный процесс.
Концентрируясь на полюсах успеханеуспеха, достижений и ошибок, витагенная информация трансформируется в витагенный (жизненный) опыт.
Условиями преобразования витагенной информации в педагогический инструментарий воспитания
юноши (девушки) являются: привитие ценностного отношения к научному знанию, мотивация познавательной активности, рефлексия, самореализация, психологическая защита.
Научное знание приобретает ценность для ребенка, когда оно воспринимается как личностно значимое.
Опора на жизненный опыт личности главный путь превращения знаний в ценность.
При этом следует принять во внимание, что житейский опыт не синонимичен научному.
Следовательно,
86
[стр. 105]

осмысленной и стабильной.
Духовная чистота есть основное условие развития экологического мировоззрения личности, ее экологически бережного внешнего поведения и деятельности.
В рамках экологической составляющей нашей технологии сосредоточение внимания на развитии в юношестве духовности, интеллигентности, субъективно личностного отношения ко всему живому и условиям его нормального существования.
Сообразно5 этому в семье следует развивать экологическое сознание, чувствование и волевое, экологически целесообразное действие в отношении природы, общества, себя самого и других людей.
Развитие экологической культуры юношества связано с философским осмыслением извечных вопросов: кто я, откуда и зачем? что представляет собой мир и каково место человека в нем? что представляет собой время, движение, развитие? в чем состоит значение жизни и смерти? какова моя роль в мироздании? Попытки ответить на эти вопросы гармоничны в кругу семьи, с привлечением научных сведений.
Важной составляющей такой программы является утилитарнопрактическая организация деятельности юноши (девушки) в природе (работа в экологических службах, отрядах экологической разведки, парках, лесничествах, лесопитомниках, на полях) и социуме (профессиональная ориентация).
Направления такой деятельности разрабатываются в семье.
Одним из них является психогигиена и психотерапия: сознательное отношение к воздуху, земле, воде, растениям, лесу, морю, горам, животным и птицам, рациональное взаимодействие с ними.
Юношеству принадлежит право и возможность возвращения к природе, вхождения и вживания в нее, обретение своего изначального дома.
Последним звеном
нашей технологии в цепочке воспитания стрессоустойчивости является опора на жизненный опыт.
Такой опыт представляет собой витагенную информацию, ставшую достоянием личности, отложенную в резервах долговременной памяти, находящуюся в состоянии постоянной готовности к актуализации.
Эта информация представляет собой сплав
105

[стр.,106]

чувств, мыслей, поступков, прожитых человеком, представляющих для него самодостаточную ценность, связанных с памятью разума, чувств, поведения (Белкин А.С.
Основы возрастной педагогики.

С.
133).
Витагенным является прожитый опыт.
Информация о событиях, не пропущенная человеком через себя, витагенной не является, т.к.
не представляет для него существенной ценности.
В семье важно не только актуализировать жизненный опыт ребенка, но помогать его обогащению.
Формулу “слышал, наблюдал, делал” следует превратить в “принял, пережил, запомнил”.
При этом источниками витагенной информации являются средства массовой информации, литература, произведения искусства, социальное, деловое, бытовое общение, различные виды деятельности, образовательный процесс.
Концентрируясь на полюсах успеханеуспеха, достижений и ошибок, витагенная информация трансформируется в витагенный (жизненный) опыт.
Условиями преобразования витагенной информации в педагогический инструментарий воспитания
стрессоустойчивости являются: воспитание ценностного отношения к научному знанию, мотивация познавательной активности, рефлексия, самореализация, психологическая защита.
Научное знание приобретает ценность для ребенка, когда оно воспринимается как личностно значимое.
Опора на жизненный опыт личности главный путь превращения знаний в ценность.
При этом следует принять во внимание, что житейский опыт не синонимичен научному.
Следовательно,
деятельность старших членов семьи должна быть направлена на “сведение” научного и житейского смыслов, т.е.
на раскрытие действительных и мнимых расхождений, доказательство взаимообусловленности, зависимости, значимости.
Мотивация познавательной активности следует из юношеского любопытства, любознательности.
Естественность этих процессов следует поддерживать, стимулировать в семье, обращая на приоритетную форму познания научную.
Рефлексия по поводу своего незнания качество более позднее, осознанное и приходящее, развивающееся у ребенка по мере развития его со106

[Back]