Проверяемый текст
Свиридов, Геннадий Александрович; Становление и деятельность территориальных органов государственной безопасности, 1918-1941 гг. (Диссертация 2006)
[стр. 162]

домыслы, что, в свою очередь, вызывало беспокойство партийных и государственных структур.
Например, даже у части населения провинции возникли сомнения в необходимости и надежности договора с Германией, выражаемые, правда, в осторожной форме.
Что было обычным явлением в те годы и в тех условиях.
Поворот во внешней политике потребовал изменений в официальной пропаганде, цслыо которой было объяснить пришедшее, предупредить роет негативных суждений среди населения страны.
Пропаганда стремилась убедить общество, что советско-германский договор положил конец вражде между двумя крупными государствами Европы.
В интерпретации официальной советской пропаганды Германия повернула на путь дружественных отношений с СССР потому, что почувствовала силу нашей страны.
Вот почему в средствах массовой информации заключение пакта о ненападении преподносилось как величайшая победа сталинской внешней политики.
Вот почему, начиная с осени 1939 г., проводились многочисленные собрания и митинги, на которых принимались резолюции, поддерживающие внешнюю политику советского государства, будь-то «освободительный поход» Красной Армии или война с Финляндией.
Возвращаясь к реорганизации органов контрразведки в предвоенные годы, следует отметить, что на начало 1941 г.
структура УГБ УНКВД по Курской области выглядела следующим образом: руководство (начальник, два заместителя и помощник начальника); отдел кадров; секретариат; 2 отдел
(контрразведывательный); 3 отдел (транспорт и связь); экономический отдел; отдел особоуполномоченного; спецотделение; следственная часть; административно-хозяйственный отдел; внутренняя тюрьма (позднее была передана контрразведывательному отделу); Белгородский горотдел; районные отделения (Фатежское, Дмитровское, Льговское, Тимское, Рыльское, Шебекннское, Хомутовское, Валуйское, Крупецкое, Ст.
Оскольское,
Касторенскос, Стрелецкое)326.
162 ЛУФСБ РФ КО.Ф.чШиД.Д.
I (1941 г.).
[стр. 86]

деятельности и т.п.
около 23 процентов от общего числа сотрудников советских спецслужб224.
Маневр с реабилитацией был нацелен на то, чтобы успокоить общественное мнение, свалить вину за репрессии на Ежова и его команду, то есть на органы госбезопасности.
Вместе с тем, «частичная» реабилитация, проведенная властью в 1939-1940 гг., подчеркивала «обоснованность» и «справедливость» оставшихся не пересмотренными приговоров.
Для автора, как участника массового пересмотра архивных дел в конце 1980-х гг.
и подготовки документов на реабилитацию пострадавших, но уцелевших и выживших людей, были удивительны их заявления о том, что они, конечно, много лет отсидели в лагерях по чьей-то ошибке или ложному доносу «незаслуженно», но все, что тогда делалось делалось правильно.
А.И.
Солженицын образно назвал «первую волну» реабилитации сдачей копейки с рубля, подчеркнув ту ее особенность, которая заключалась в формировании властями мнения, что, если с одними разобрались и выпустили, то другие обитатели ГУЛАГа осуждены заслуженно225.
К этому времени идейно-политическая борьба во властных структурах была практически завершена.
В обществе были ликвидированы элементы, которые потенциально могли бы воспротивиться сталинскому режиму.
Отсюда и стремление власти ограничить репрессии по политическим мотивам и соответственно ограничить роль репрессивных органов.
Отступление, наметившееся в конце 1938 г., по мнению О.В.
Хлевнюка226, во многом было вынужденным, проводилось под давлением углублявшихся кризисных явлений, особенно проявившихся в экономике.
Возвращаясь к реорганизации органов госбезопасности в предвоенные годы, следует отметить, что на начало 1941 г.
структура УГБ УНКВД по Курской области выглядела следующим образом: руководство (начальник, два заместителя и помощник начальника); отдел кадров; секретариат; 2 отдел
224Энциклопедия секретных служб России М ,2004 С 240 225Солженицын А И Архипелаг ГУЛАГ Ч 1-2 М ,1990 С 83 226Хлевнюк О.В.
1937-й Сталин, НКВД и советское общество М ,1992 С 235

[стр.,87]

(контрразведывательный); 3 отдел (транспорт и связь); экономический отдел; отдел особоуполномоченного; спецотделение; следственная часть; административно-хозяйственный отдел; внутренняя тюрьма (позднее была передана контрразведывательном)' отделу); Белгородский горотдел; районные отделения (Фатежское, Дмитровское, Льговское, Тимское, Рыпьское, Шебекинское, Хомутовское, Валуйское, Крупецкое, Ст.
Оскольское,
Касторенское, Стрелецкое)227.
НКВД СССР выполнял множество функций от организации добычи полиметаллических руд на Севере до руководства деятельностью внешнеполитической разведки.
Поэтому выделение органов государственной безопасности в самостоятельный наркомат в условиях военной угрозы стратегически являлось давно назревшим и необходимым решением.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1941 г.
НКВД СССР был разделен на два наркомата: Народный комиссариат внутренних дел СССР (нарком Л.П.
Берия) и Народный комиссариат государственной безопасности СССР (нарком В.Н.
Меркулов).
3 февраля 1941 г.
Л.П.
Берия был также назначен заместителем председателя СНК СССР по совместительству, где ему поручили курировать работу народных комиссариатов внутренних дел, государственной безопасности, лесной промышленности, цветной промышленности, нефтяной промышленности и речного флота.
В феврале 1941 г.
Особый отдел ГУГБ НКВД СССР был расформирован, а вместо него были созданы: 3 управление Наркомата обороны (НКО) СССР и Наркомата военно-морского флота (НК ВМФ) и 3 отдел НКВД СССР (по оперативной работе в войсках НКВД), куда и были переданы функции бывшего Особого отдела ГУГБ НКВД СССР228.
Аппарат НКГБ в соответствии со штатной расстановкой составлял 11 тысяч, а НКВД 10 тысяч сотрудников.
Руководству НКВД и НКГБ предписывалось !2,АУФСБРФКО.Ф.8.0л.1.Д.1 (194) г.).
“ Лубянка.
ВЧК-ОП1У-НКВД-НКТБ-МГБ-МВД-КГБ.
1917-1960.
М 1 997.
С.26.

[Back]