Проверяемый текст
Вязникова, Любовь Федоровна; Психологические основания процесса профессиональной переподготовки руководителей системы образования (Диссертация 2004)
[стр. 129]

призывы, обращенные к сознанию слушателей, но не подкрепленные реалиями их пребывания в системе последипломного образования, способами деятельности самих преподавателей, останутся только призывами, лишенными личностного смысла для слушателя.
Таким образом, уровень профессиональной компетентности преподавательского сообщества является одним из важных условий эффективности совершенствования управленческой деятельности руководителя УДО на пути его движения к профессиональному «авторству».
Мы считаем, что процесс педагогического обеспечения развития профессионального «авторства» в управленческой деятельности руководителей УДО, имеющих жизненный и профессиональный опыт, должен быть направлен на психологическую поддержку и внимание к их переживаниям.
Как нельзя лучше раскрыла сущность такого педагогического обеспечения Н.
Роджерс, изложив её через « п о д д е р ж и в а ю щ у ю » позицию преподавателя по отношению к слушателю: «Я буду рядом с тобой, но я не буду вторгаться в твой мир.
Я верю, что ты сам знаешь, как помочь самому себе.
Я не возьму на себя ответственность за твою судьбу, не буду брать всю власть в свои руки.
Но я не буду и отрицать тебя.
Я буду внимательно слушать тебя: твои чувства и мысли.
Я услышу твою боль, твои мучения, твой гнев, печаль и твою радость.
Я буду уважать тебя и твои решения, которые ты принимаешь по отношению к тебе.

Я буду поддерживать и подбадривать тебя,
чтобы ты пробовал новое, чтобы ты рисковал на пути к своему внутреннему миру, но я никогда не буду толкать тебя силой.
Я
могу не соглашаться с твоими ценностями и твоей системой взглядов, но я буду всегда уважать тебя и твою правду (найденную тобой правду).
Я
поделюсь с тобой системой моих ценностей и взглядов, чтобы ты понимал, почему я говорю то или иное и почему я поступаю, так или иначе.
129
[стр. 216]

* 216 ного противодействия, чтобы он смог осмыслить и истолковать механизмы конкретного способа психологической защиты, его адаптивное и дезадаптивное влияние.
Вербализация и осознание, как показывают наши наблюдения, во многом способствуют устранению действия защитных механизмов, оказывая «поддерживающее» влияние.
В процессе вербализации слушателями своих переживаний преподавателям поможет способ тарификации, относящийся к разряду недирективных процедур и широко используемый в психотерапевтической практике.
{Скарификация означает просветление, прояснение.
Высказывание преподавателя в форме кларификационного замечания повторяет то, что сказал слушатель, в более ясных терминах, сохраняя его эмоциональные акценты, не давая своих оценок, избегая проявления своего агрессивного отношения к сказанному слушателем, стараясь лишь высветить эмоциональное значение сказанного.
В процессе такого взаимоф действия слушатели начинают «видеть» свою проблему и возможности её решения.
По существу, практическая психология инициировала методологическое переосмысление места и роли практики, а, значит, и психотехнологии в современной психологии.
«Мягкие» психотехнологии, опосредованное влияние (даже в условиях образовательного процесса) более природосообразны антропоориентированному подходу.
Потому мы считаем, что при работе в системе последипломного образования со взрослыми людьми, имеющими жизненный и профессиональный опыт, крайне важна именно психологическая поддержка и внимание к переживаниям t слушателя.
Нужно только удивляться психологической тонкости Н.
Роджерс, которая, не используя термин «поддержка», фактически раскрыла его психологическую сущность, изложив своё профессиональное кредо, которое как нельзя лучше, на наш взгляд, может характеризовать «поддерживающую» позицию преподавателя по отношению к слушателю: «Я буду рядом с тобой, но я не буду вторгаться в твой мир.
Я верю, что ты сам знаешь, как помочь самому себе.
Я не возьму на себя ответственность за твою судьбу, не буду брать всю власть в свои руки.
Но я не буду и отрицать тебя.
Я буду внимательно слушать тебя: твои чувства и мысли.
Я услышу твою боль, твои мучения, твой гнев, печаль и твою радость.
Я буду уважать тебя и твои решения, которые ты принимаешь по отношению к тебе.


[стр.,217]

Я буду поддерживать и подбадривать тебя.
Я могу не соглашаться с твоими ценностями и твоей системой взглядов, но я буду всегда уважать тебя и твою правду (найденную тобой правду).
Я
буду подбадривать и поддерживать тебя, чтобы ты пробовал новое, чтобы ты рисковал на пути к своему внутреннему миру, но я никогда не буду толкать тебя силой.
Я
поделюсь с тобой системой моих ценностей и взглядов, чтобы ты понимал, почему я говорю то или иное и почему я поступаю так или иначе.
Я учусь у тебя и открыта новому опыту, который я познаю в общении с тобой.» (324) Мы исходим из того, что атмосфера психологической свободы в образовательном процессе одно из главных условий профессионального самоопределения слушателей с ориентацией на антропоориентнрованные ценности, условий, которые способствуют раскрепощению творческой энергии руководителя на основе приобретения иного опыта образования.
Уже сама по себе такая атмосфера есть психологическая поддержка руководителю.
Создание же такой атмосферы возможно лишь при фасилитнрующей роли преподавателей.
Не останавливаясь на рассмотрении широко известного феномена «фасшитация»у подчеркнём, что преподаватель-фасилитатор (от англ.
facilitate — облегчать, помогать, способствовать) призван облегчить слушателям понимание друг друга, своей ситуации н своих проблем, иначе говоря, оказывать им психологическую поддержку.
Такое взаимодействие становится той «питательной средой», в которой возможно приобретение слушателями опыта результативной, эффективной коммуникации.
Атмосфера эмпатического взаимопонимания и безопасности стимулирует слушателей выражать открыто свои как положительные, так и негативные чувства.
При подавлении, блокировании внутренних переживаний резко снижаются возможности для самовыражения, а следовательно —для открытости новому опыту.
Психологическая поддержка слушателей, на наш взгляд, заключается также в обнаружении истоков новых феноменов в их субъективном опыте.
Многоаспектность действительности даёт возможность помочь слушателю рассмотреть любой факт из его профессиональной деятельности таким образом, чтобы извлечь из него позитивные смыслы, которые становятся ресурсными для профессиональ

[Back]