Проверяемый текст
Карпова, Ирина Викторовна; Педагогическое обеспечение профессионального самоопределения старшеклассников с признаками одаренности (Диссертация, июнь 2006)
[стр. 15]

влияет новое знание на самого руководителя, насколько помогает ему совершенствовать профессиональную деятельность [212].
Следует сказать, что компетентностный подход не исключает возможности существования одновременно разных образовательных подходов в становлении современного руководителя учреждения дополнительного образования.
Особый интерес в раскрытии методологических основ нашего исследования представляет
аптропоориектированиый подход к анализу процесса разви тия общества и человека.
Философская антропология обретает сегодня новое значение.
Эволюцию философско-антропологической мысли пытались воссоздать многие исследователи (Н.
Бердяев, М.
Бубер, Г.Г.
Дилигенский, И.Г.
Фихте, М.
Шелер и др.).
Несмотря на разные интерпретации этого процесса, их объединяет признание человека уникальным творением вселенной.
Наступила эпоха антропологическая, когда надо заново учиться понимать человеческую природу.
«Человек, подчеркивает
H.A.
Бердяев, потому лишь силен познавать мир, что он не только в мире как одна из частей мира, но и вне мира и над миром, превышая все вещи мира как бытие, равнокачественное миру»
[21, с.295].
И здесь можно согласиться с И.Г.
Фихте, который утверждал, что каждый «шаг вперед, сделанный отдельной личностью, сделан также всем человечеством» [196, с.
180].
«Антропологическая парадигма объемлет собой все другие парадигмальные установки.
Все они реализуются в основополагающем единстве, в соотношении «человек мир», в истории индивидуальной жизни, в которой каждый человек предстает одновременно и как природно-общественное, и как духовно-практическое существо в совокупности своих сущностных сил и родовых способностей»
[175, с.
131].
Именно в пространстве «человек мир» разворачивается основной процесс становления и развития
культуросообразного существа, каковым в полной мере является личность руководителя учреждения дополнительного образования.
Отсюда на качественно ином уровне осознается социальная значимость его духовных ценностей, нравственных
15
[стр. 15]

на «информационный взрыв» в обществе видится в эволюционном смещении конечной цели образования со знаний на компетенции.
Согласно эволюционному подходу, переходный этап развития нашего общества не должен совершаться «скачкообразно», через всякого рода «революционные» преобразования.
Такого рода разрушительные процессы губительны для общества, образования, конкретного человека, тем более личности старшеклассника с признаками одаренности, психологические структуры которого еще не сформировались в гармонический и устоявшийся «ансамбль».
Особый интерес в раскрытии методологических основ нашего исследования представляет
антропоориеитированиый подход к анализу процесса развития общества и человека.
Философская антропология обретает сегодня новое значение.
Эволюцию философско-антропологической мысли пытались воссоздать многие исследователи (Н.А.
Бердяев, М.
Бубер, Г.Г.
Дилигенский, И.Г.
Фихте, М.
Шелер и др.).
Несмотря на разные интерпретации этого процесса, их объединяет признание человека уникальным творением вселенной.
Наступила эпоха антропологическая, когда надо заново учиться понимать человеческую природу.
«Человек, подчеркивает
Н.А.
Бердяев, потому лишь силен познавать мир, что он не только в мире как одна из частей мира, но и вне мира и над миром, превышая все вещи мира как бытие, равнокачественное миру»
[18, с.295].
И здесь можно согласиться с И.Г.
Фихте, который утверждал, что каждый «шаг вперед, сделанный отдельной личностью, сделан также всем человечеством» [196, с.
180].
«Антропологическая парадигма объемлет собой все другие парадигмальные установки.
Все они реализуются в основополагающем единстве, в соотношении «человек мир», в истории индивидуальной жизни, в которой каждый человек предстает одновременно и как природно-общественное, и как духовно-практическое существо в совокупности своих сущностных сил и родовых способностей»
[178, с.
131].
Именно в пространстве «человек мир» разворачивается основной процесс становления и развития
культуросообраз15

[стр.,16]

ного существа, каковым в полной мере является личность старшеклассника с признаками одаренности.
Отсюда на качественно ином уровне осознается социальная значимость его духовных ценностей, нравственных
и организаторских качеств, способность к самопознанию и профессиональному самоопределению.
Расширение методологических контекстов в образовании обусловлено обращенностью к человеку как к самоценности, к его феноменальной природе.
В связи с этим, особую значимость для нас представляет феноменологический подход в образовании.
По мнению Г.П.
Звенигородской, «феноменологический подход есть приемлемость разных взглядов, позиций, в единстве своем открывающих и признающих в уникальности, неоднозначности, многоаспектности наблюдаемого (изучаемого) позитивность развития всех слагаемых, усиливающих, обогащающих его сущность» [72, с.33-34].
Феноменологический подход помогает нам увидеть иную природу педагогического обеспечения процесса профессионального самоопределения старшеклассников с признаками одаренности.
Так, центральным ориентиром современной педагогической науки является образование, призывающее к интеграции искусственно разделенных сфер обучения, развития и воспитания.
«Следуя системному подходу, подчеркивает Г.П.
Звенигородская, на практике трудно представить изолированность этих процессов как во внутреннем образовательном пространстве, так и во внешнем, ибо их связи очевидны и индивидуальны.» [71, с.4].
Вот почему, пока мы не приняли феноменологию образовательного пространства, в котором живут старшеклассники с признаками одаренности, не осознали процессы, происходящие с молодежью на этапе профессионального выбора, мы вряд ли сможем оказать им действенную помощь и поддержку.
Это обстоятельство ставит нас перед необходимостью обращения к старшекласснику с признаками одаренности как к целостной личности, имеющей право на ошибку, случайный, а порой трудно предсказуемый самостоятельный выбор своего жизненного пути.
16

[Back]